Екатерина Шубина
Обеспечение эмоционального и психологического благополучия детей раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать
Обобщение педагогического опыта по теме :
«Обеспечение эмоционального и психологического благополучия детей раннего возраста в период адаптации»
Воспитатель МБДОУ д/с №14 "Красная шапочка" г. Котовска
Шубина Екатерина Александровна
«От здоровья, жизнерадости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Обеспечение эмоционального и психологического благополучия детей раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
С первых дней знакомства с родителями своих воспитанников, я желаю им успехов в воспитании своих малышей.
Трудно переоценить уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребенка, поэтому, рядом с малышом должны быть любящие его люди, прекрасно знающие особенности раннего возраста. Малыш комфортно чувствует себя рядом с мамой, которая является связующим звеном между ним и окружающим миром. Но вот он вместе с мамой делает первые шаги… в детский сад, где таких ребят много.
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, так же это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, поют, шалят и как исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир
Трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки, от близких людей и приход его в детский сад. Поэтому для сохранения психологического здоровья и укрепления здоровья малыша должны быть направлены все усилия всего медико-педагогического коллектива детского сада.
Эффективность в период адаптации малышей будет больше тогда, когда все специалисты находят «точку соприкосновения» в своей работе. Воспитатели и узкие специалисты проводят рабочие совещания, диспуты по вопросам адаптации :
1. Адаптация, что это такое?
2. Виды адаптации.
3. Приемы, облегчающие адаптацию.
4. Признаки того, что ребенок адаптировался.
До набора детей в группу, мы подготовили в группе развивающую предметно-пространственную среду с учётом возраста наших детей, это от 2 до 3 лет. В основном, это стали дидактические игры, игрушки-забавы, сенсорные коробки, сделанные своими руками, которые вызывают у детей наибольший интерес, создают эмоционально положительную атмосферу в группе.
Хочу поделиться методом, который оказался достаточно эффективным. Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, педагоги осуществляют постепенный переход ребенка из семьи в детский сад, используя разнообразные способы знакомства, до посещения ребенком детского сада.
Знакомство со списком будущих воспитанников при комплектовании группы.
Знакомство с семьей будущих воспитанников.
Мы стараемся по мере возможности, знакомиться с каждым ребенком до поступления его в детский сад. Узнаем особенности его развития и поведения. Проводя беседы с родителями будущих воспитанников, обращаем внимание на то, как важен для процесса привыкания режим дня ребенка в семье. Несовпадения домашнего режима с режимом ДОУ отрицательно влияет на состояние ребенка. Рассказываем о том, какое значение имеет то, как сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Часто приходя в детский сад, дети двух и трех летнего возраста не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Семьи своих воспитанников, посещались неоднократно, чтобы малыши могли узнавать взрослых в лицо, по голосу. Мы смогли узнать о привычках ребенка: как он засыпает, каким ласковым словом его называют, с какими игрушками он играет и многое другое, что будет не маловажным в период адаптации. Предлагалось родителям выйти из комнаты, оставив нас с малышом наедине. Беседуя с родителями дома, доброжелательно настраиваешь их привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в детский сад».
Такие посещения дали положительный результат: в первый день прихода малыша в детский сад он видел перед собой знакомые лица.
Заранее, до поступления в ДОУ, приглашали родителей с малышом прийти на свой участок, чтобы ребенок познакомился с другими ребятами, поиграл, освоился на участке.
В первые дни пребывания малыша в детском саду, мы предлагаем родителям побыть вместе с ним в группе, чтобы они сопровождали ребенка в свободной деятельности, следовали его интересам, знакомили его с играми и игрушками, представленными в группе.
Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями.
Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Нам удалось этого добиться. Достигли его с помощью определенных методических приемов.
Нетрадиционные формы: участие родителей в режимных моментах, в праздниках группы, в оформлении группы, в изготовлении дидактических игр, ознакомление с информацией о детском саде на сайте в Интернете.
Самым интересным было, когда мы с напарницей предложили родителям написать сочинение на тему: «Мой ребенок. Какой он?» Цель нашей задумки в том, чтобы родители любили своих детей, просто за то, что они есть. Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, но главное, что родители отмечают любое достижение ребенка, поощряют его лаской, улыбкой, одобрительным словом.
Наблюдая за детьми, в период адаптации, в разнообразных моментах образовательной и другой деятельности, была организована для них «трансляция» «Наш день в детском саду», чтобы мамы и папы, не только со слов воспитателей, знали о своих малышах. В родительском уголке был создан информационный стенд, на котором мы разместили фото детей в разных режимных моментах: как они играют, занимаются, спят, кушают, гуляют. Родителям было очень интересно наблюдать за своими детьми и видеть позитивное отношение к их детям.
Для улучшения результата адаптации и дальнейшего доверительного отношения, между воспитателями и родителями, в родительский уголок поместили «почтовый ящик», а рядом красочное письмо от детей : «Мамы и папы! Пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нашим воспитателям и спрашивайте. Они ответят на ваши вопросы. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых». Мы видим, что в данной ситуации ДОУ демонстрирует свою заинтересованность, а родители - готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада, для полноценного здорового пребывания ребенка в детском саду.
Немаловажным в этот период, является обмен опытом семейного воспитания, их правилами и приемами в момент адаптации. Существуют своего рода династии: родители Даши Б. привели уже третьего ребенка в нашу группу, родители Марата С. -второго, они с удовольствием делятся своими советами, наблюдениями.
Соблюдая этапы привыкания ребенка к детскому саду, мы сохраняем физическое и психическое здоровье детей :
1 этап: Мы играем только вместе с мамой.
2 этап: Я играю сам, но ты будь рядом мама.
3этап: Иди мама, я немножко поиграю один.
4 этап: Мне хорошо в детском саду, я готов отпустить тебя.
Особое значение в период адаптации, уделяется занятиям в музыкальном и физкультурном зале. Музыка снимает напряжение у детей, наличие различного спортивного инвентаря отвлекает малыша от мамы.
В адаптационный период родителям вместе с детьми предлагаем поиграть в «Театр Ладушки-Ладушки». Родители вместе с детьми разыгрывают этюды, потешки, мамы и папы проживают «минуты детства». Игры сближают детей и родителей, они узнают значимость игры для ребенка, учатся управлять детьми с помощью игры. Всем членам семьи малыша, предлагаем дома разыгрывать небольшие этюды, на выражение различных эмоциональных состояний : «Поссорились и помирились», «Мой портрет», «Гномики танцуют».
Проведённая работа, по улучшению адаптации ребёнка в детском саду, дала положительный результат:
легкая адаптация -9 детей (56,25%);
средняя адаптация – 5 детей (31,25%);
сложная адаптация-2 ребенка (12,5%).
В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни ребенка.
Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях, не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей. Наблюдается повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развития детей.