Папки-передвижки

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Киселева Евгения
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ ЦРР д/с 31г. Калининград

Консультация для родителей

«Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»

«Детская книга пишется для воспитания,

а «воспитание – великое дело :

им решается участь человека».

В. Г. Белинский

подготовила воспитатель подготовительной

группа Киселёва Евгения Евгеньевна

Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» размещена в разделах

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Для этого нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Художественная литература- могучее действенное средство нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно научить ребёнка сопоставлять свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. Так как книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.

Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, по – этому после чтения обязательно надо провести беседу о прочитанном, обсудить описанные ситуации, с целью формирования у дошкольника умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка. Даже если герой поступил, например, плохо, нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждать переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя, разыграть этюд.

Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Используя художественные тексты, создаваемые книгой, вместе с детьми удивляйтесь, восхищайтесь, огорчайтесь, сопереживайте с персонажами в происходящих с ними событиях.

Чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, необходимо хорошо ориентироваться в текстах. Для этого прочитайте текст заранее и определите, что понравится вашему ребенку.

Чтение не должно стать принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка и одновременно – доставлять удовольствие.

Воспитательные возможности русских народных сказок

в нравственном развитии детей.

Дети - гордость своих родителей. В них всё мило и дорого. Стоит задуматься, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Воспитательное значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать: как дружба помогает победить зло ("Зимовье");что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается - "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка". Мудрость восхваляется - "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел". Забота о близком поощряется - "Бобовое зернышко".

Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое воспитательное средство.

Желаем успеха!

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы»Фотоотчет об участии в семинаре-практикуме «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы» Фотоотчет об участии в семинаре- практикуме Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в области стартовал августовский педагогический марафон.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
Опубликовано: 3 октября 2024 в 15:52
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Киселева Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД