Получи документы

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

Нажабат Гаджимагомедова
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

«Нравственно – патриотическое воспитание младших школьников "

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

Актуальность данной проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников» размещена в разделах

В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке всевозможных гаджетов, цифрового телевидения, когда во многих молодых современных семьях, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Идет время. меняются века, года, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. именно перед учителями возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих учеников? Конечно же, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. И все эти прекрасные чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в школьные годы.

Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач нашей школы, ее роль в этом плане невозможно переоценить, сама атмосфера школы, носящей имя первой женщины Героя Советского Союза-Зои Анатольевны Космодемьянской пропитана духом патриотизма.

Любовь к родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. А полноводная река берёт начало с маленьких ручейков, таких как

- любовь к родителям, семье и родному дому;

- любовь к природе, её охрана и изучение;

- любовь к родному городу, своему краю, своей стране;

- знакомство с национальной культурой;

- воспитание чувства национальной гордости;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;

Чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек первоначально обучается в семье. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Семья является первой школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней. Если в семье ребёнок этого не чувствует, то вряд ли он услышит слова учителя о долге, чести, честности, ответственности. Вот почему главным условием нравственно - патриотического воспитания детей я считаю тесную взаимосвязь с родителями, а важной формой работы с родителями считаю родительское собрание. Уже на самом первом собрании я знакомлю родителей со словами Макаренко, которые я приводила в качестве эпиграфа в своем эссе : «Хотите, чтобы были хорошие дети, — будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем». А самое большое счастье для родителей – это вырастить здоровых и высоконравственных детей. Я обязательно провожу анкетирование среди родителей (слайд). По итогам анкетирования совместно с родительским комитетом мы планируем дальнейшую работу в классе. На таких родительских собраниях как «Семейные праздники», «Папа, мама, я — читающая семья», «Наш выходной» пытаюсь донести до сознания родителей, что дети по своей природе очень впечатлительны, им хочется участвовать в каких-то событиях, радостных волнениях, что семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Детям нужен не только наставник, но и друг. А дружба не рождается от ежедневных проверок дневников и морализирования. Дружба крепнет в живом и полезном деле — воскресной рыбалке, субботнем походе, лыжной прогулке, в совместных семейных праздниках. (слайд с родителями) Родители с удовольствием откликаются на все мои предложения, а чаще всего сами проявляют активность, придумывая наши совместные мероприятия: прогулки, экскурсии, праздники или поездки. Они мои большие помощники. Кроме работы с родителями в своей работе по нравственно- патриотическому воспитанию я использую и другие формы работы:

- уроки;

- тематические беседы;

- классные часы;

- внеклассные мероприятия;

- проектная деятельность. (слайд)

Очень важно, что нравственно -патриотическое воспитание в начальной школе заложено буквально в каждом уроке. Начиная с первых дней ребёнка в школе, через уроки обучения грамоте мы даём представление о Родине, о столице, о родном городе, дети рисуют картину «Моя семья», подбирают фотографии, оформляют презентации, в которых рассказывают о своих семьях. Во время таких бесед и я обязательно рассказываю о своей семье, о своём детстве, о своих родителях. Мы вспоминаем игры, в которые я играла в детстве, и в которые сейчас играют мои ученики. Помимо совместных мероприятий по теме «Семья» я использую еще и проектную технологию. Дети совместно с родителями участвовали в таких проектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Родословная моей семьи». К этому занятию привлекаются дедушки и бабушки моих учеников, сохранившие семейные предания и традиции. Подобная совместная деятельность заставляет всех членов семьи бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых.

Через уроки окружающего мира, начиная с уже 1 класса, красной нитью проходит тема «Моя Родина». На этих уроках дети узнают о символах нашего государства, о стране, в которой они живут, знакомятся с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин". Я рассказываю детям о важных исторических событиях, о героях нашей страны. Именно на уроках окружающего мира ребята начинают узнавать о том, что каждый человек имеет свою национальность, а каждый народ — особенный и отличается языком, культурой, традициями. И конечно, изучая этот предмет, ребята знакомятся с родной природой.

Уроки математики в начальной школе дают представление о развитии отечественной науки. При составлении задач и в устном счёте я часто использую дополнительный краеведческий материал, при отработке вычислительных навыков - задания на расшифровку слов, пословиц, поговорок, названий сказок и других жанров народного творчества. Важно, что решая примеры и задачи, ученики приобретают не только предметные умения и навыки, но и узнают интересные факты, связанные с историей и культурой нашей страны.

И, конечно, такие учебные предметы, как изобразительная деятельность и музыка так же развивают творческие способности детей, прививают им чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Так из урока в урок у моих учеников развивается чувство гордости за свою большую и малую родину, а вместе с тем формируется познавательный интерес, повышается мотивация к обучению. Всё это позволяет формировать в процессе обучения нравственно-ориентированного успешного ученика, патриота своей страны.

Кроме учебной деятельности, нравственно -патриотическое воспитание младших школьников начинается и с общения с одноклассниками, с верной дружбы и чувства товарищества. Материалом для моих разнообразных бесед с детьми служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, честность, долг, ответственность) ; происходящие события в классе, школе, стране; вопросы и проблемы, волнующие детей.

Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. (Слайд про семена) И еще мои любимые слова- Педагог и садовник! Их цели конечные не в силах никто и ничто изменить: сеять разумное, доброе, вечное и непременно растить!

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого ребенка в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание. В этом возрасте дети чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, Поэтому так важна в начальной школе внеклассная работа (слайды) я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному городу, музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия с родителями, конкурсы, викторины.

Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными и конкретными. Если ребенок эмоционально не пережИл то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует ли в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно значимых акциях, то услышанное или сделанное не оставит глубокого слЕда в его душе. Так, запланированная мной встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если ребята заранее готовятся к ней (готовят подарки, придумывают вопросы, красочно оформляют приглашения, она надолго запоминается и дети ее еще долго вспоминают.

Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации нравственно-патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям. Представления и чувства, которые испытывают дети младшего школьного возраста по отношению к своей стране, к Родине, конечно, меняются и расширяются с годами. Проводя анкетирование детей в 1 и 2 классе уже можно заметить как оно изменяется. (слайд- диаграмма)

Поэтому именно в начальной школе надо создавать все условия для того, чтобы дети росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.

(слайд у Зои и досок)

Конечно это невозможно без поддержания и укрепления школьных традиций. Визитной карточкой нашей школы является день памяти Зои Анатольевны Космодемьянской, памятные мероприятия, проводимые у мемориальных досОк погибших воинов - моего одноклассника Сизикова Андрея, погибшего в Афганистане в 1984 году Сяськина Олега, и Пономарева Ильи. -героев чеченской войны.

Обо всем этом я тоже рассказываю своим детям. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Хочется, чтобы мой ученик вырос хорошим человеком, образованным, воспитанным, порядочным, уважающим старших и своих одноклассников, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется так воспитать своих детей, чтобы они очень любили ту землю, на которой родились, ту страну, в которой живут, учатся и растут.

И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже большая, чем обучение.

Свое выступление хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству»

Формы нравственно-патриотического воспитания младших школьников

1. Беседа — метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

2. Классный час — одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Выделяют три функции классного часа.

Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.

Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на постановку жизненных целей.

Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Таким образом, классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).

3. Устный журнал

Это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

4. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеурочной деятельности. Эту форму я избираю тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью

природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания провожу экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.

5. Путешествие — это разновидность экскурсии.

Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

С младшими школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

6. Праздник - особая форма воспитательной работы.

Праздник — это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что:

- во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции.

- во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы.

- в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические.

Праздники искусств украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством.

Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.

7. Игра Важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.

Познавательные игры помогут сделать познание жизни страны, ее истории более привлекательным. Они облегчают духовные усилия, необходимые для процесса познания. К ним можно отнести:

Подвижные игры. В каждом народе существуют игры, которые сопровождали ребенка от колыбели до взрослости. Кроме этого, с играми связаны народные праздники, традиционные ритуальные действия. Без игр невозможно представить быт белорусского народа. В них отразилась история народа, его обычаи, трудовые занятия, воинское искусство, исторические события.

Русские народные игры (а их известно более 400) синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.

Настольные игры знакомят детей с географическим положением страны, ее достопримечательностями, этнографическими особенностями, литературными героями.

Социально-педагогические игры. В них игровая ситуация переплетается с реальной заботой детей о тех, кто нуждается в помощи и защите: малышах, ветеранах, при-родных объектах.

Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей.

Социально-психологические игры. Назначение этих игр — создавать в классе теплую, эмоционально благоприятную атмосферу; формировать дружеские, товарищеские отношения в коллективе; помогать детям в решении проблем, возникающих перед ними в повседневной жизни.

8. Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Мои прогулки с сыном. Нравственно-патриотическое воспитание в семьеФотоотчет. Мои прогулки с сыном. Нравственно-патриотическое воспитание в семье Мой путь воспитателя начался много лет назад, когда я узнала, что стану мамой. Во всех моих начинаниях меня всегда поддерживал и поддерживает.

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка»Конспект родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка» Цель: обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания; привлечь родителей к данному вопросу; познакомить родителей.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников
Опубликовано: 2 апреля 2021 в 08:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Нажабат Гаджимагомедова (УИ 2624472) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД