Асабова Галина
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Асабова Галина Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»
«Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников в условиях ДОУ»
Публикация «Консультация для родителей „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
В национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечено, что система патриотического воспитания призвана обеспечить : историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи; их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т. д.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» подчеркивается, что наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства является одной из причин низких темпов инновационного развития российского общества. Становление и развитие системы патриотического воспитания молодёжи требует инновационных решений. Их реализация должна создать возможности молодым людям выбирать своё будущее, связывая его с перспективами страны, образом Родины — России, в её прошлом, настоящем и будущем. Задачей дошкольного образования является правильное формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Если ребёнок не научится любить свою Родину, то кому она будет нужна? А для того, чтобы её полюбить, нужно понять всю широту своего родного края, села, страны. Любить можно Россию, красивый город с его устоявшимися ценностями, а можно и любить цветущую возле реки черёмуху, журчание речки, тишину полей, красоту осеннего леса, цветущий сад, родителей, которые проживают на этой территории.
Целесообразно рассмотреть понятие «патриотизм». Так в Концепции патриотического воспитания граждан РФ представлено два определения: «Патриотизм» — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
С. Князьков утверждает, что «Патриотизм — это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм — это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».
И. Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Приведенные определения патриотизма показывают, что это широкое многоаспектное, явление, которое сводиться к особой направленности самореализации и социального поведения граждан, взаимосвязанной совокупности нравственных чувств и черт поведения; любви к своему отечеству; к родным местам («земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувства в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Согласимся с утверждением Н. Г. Данилиной, что главная цель патриотического воспитания является возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю. Основным направлением патриотического воспитания является создание сферы деятельности, в которой происходит эмоциональное сближение детей на основе традиций народной педагогики, когда у детей формируются общие социальные эмоции и чувства, развивающиеся на основе взаимодействия с разными людьми.
В стандарте дошкольного образования (ФГОС) ставится задача формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача ДОУ — как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В концепции патриотического воспитания граждан определены принципы патриотического воспитания, которыми являются: системно организованный подход (скоординированная, целенаправленная работа всех государственных и общественных структур); адресный подход (использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп); активность и наступательность (настойчивость и инициатива в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок); универсальность основных направлений патриотического воспитания (целостный и комплексный подход к ним); учет региональных условий (пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного). Эти принципы применимы и к системе дошкольного образования.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле. Перед педагогами стоит задача формирования у детей уже с дошкольного возраста навыков самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Считаем, необходимым отметить, что следует формировать духовную ценность от простых и доступных ребё нку вещей: домашнюю утварь, национальные костюмы, былинные герои (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Кожемяка, картины русских художников, которые воспевают красоту родного края. Не маловажным, конечно же, является учет и применение регионального компонента. Например, беседа с детьми с применением иллюстраций «Кто такие декабристы?», «Мой город — Саранск», «Природа Мордовии», «Животные Мордовии», народные игры, потешки.
Огромное значение для развития нравственно-патриотических чувств имеет предметно-пространственная среда дошкольного учреждения. Нужно правильно и грамотно оформить патриотический уголок, куда будут входить иллюстрации родного села, книги о родном крае, государственная символика, национальная кукла, фронтовые письма-треугольники, пилотки, сумка медсестры, фотоальбом с фотографиями родных мест, всё это будет способствовать развитию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ. Немаловажную роль играет и взаимодействие детского сада с музеями, библиотеками. Также обязательным является проведение в детском саду русских старинных праздников, таких как «Масленица», «Медовый спас», «Яблочный спас», «Пасха». Традиционных праздников «День защитника Отечества», «День Победы». Успешное решение поставленной задачи наиболее полно решается с помощью внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий, таких как кейс-технология, квест-технология. В настоящее время особенно востребованной считается проектная технология. В современной педагогической науке существуют различные трактовки метода проектов. Так, Е. С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом». В. Н. Стернберг в результате исследований делает вывод, что «в современном толковании термин «метод проектов» представляет собой творческую работу в рамках заданной темы», и отмечает «интегрированный характер «метода проектов», его способность вмещать в себя различные методы обучения». Главной задачей метода проектов является стимулирование интереса к различным видам деятельности, а также он ориентирован на самостоятельную деятельность, в ходе которой приобретаются социальные, нравственные знания, связанные с планированием личной познавательной деятельностью, которую они выполняют в течение определенного времени, что способствует приобретению социальной практики, адаптации к современным условиям жизни, развитию таких качеств личности как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Спецификой проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформировать проблему, определить замысел. Поэтому в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также родители и другие члены семьи. Метод проектов — это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы; это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. О значимости метода проектов свидетельствует то, что он позволяет развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения; развивать творческое мышление, логику познания, пытливость ума; формировать навыки сотрудничества в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и т. д. В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности детей. Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, педагога воспитанников и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.
Задача родителей на всех этапах проекта: знать суть проектной деятельности, в которой участвует их ребенок; суть ее этапов, требований к процессу и результату выполнения; содействовать как ребенку, так педагогу. Взаимодействие педагогов и родителей детей раннего и дошкольного возраста должно осуществляться через приобщение родителей к педагогическому процессу; расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; создание условий для творческой самореализации родителей, детей.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс современной образовательной технологии, как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.