Елена Гадеева
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей
младшего дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Гадеева Е. А.
«Не может быть настоящим сыном Отечества тот,
кто не стал истинным сыном матери и отца».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, гордость за вой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
В настоящее время Российскому обществу требуются люди с новым социальным типом личности - деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловливают переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго.
Патриотические чувства надо прививать детям с младшего дошкольного возраста. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к окружающему его миру, городу, стране. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Родная семья. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком - членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях. (Необходимо, чаще проводить беседы к пониманию того, что семья - это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обращать внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит, папа ремонтирует бытовую технику и т. д. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родной город. В младшей группе детям ещё трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, прежде всего, нужно знакомить детей с близлежащими улицами (обратить внимание на то, что улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес). Рекомендуется обращать внимание детей на все положительное, что происходит вокруг – что построили новый магазин, посадили деревья и т. д.
Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города - это
работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зеленых насаждений и т. п. Постепенно эти дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать чтобы их родной город был красивым и чистым.
Также рекомендуем знакомить детей с достопримечательностями родногогорода. Это может быть центр города, откуда начинается история, площадь, собор и т. д. Основная задача – показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Необходимо дать детям понятие город и село (деревня). Рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети младшей группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе.
Родная страна. Основная задача в работе по знакомству детей с родной страной – вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Детей знакомим с государственными символами гербом, флагом, гимном. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что наша страна красивая и большая.
Родная культура. Очень важно привить детям чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям своего народа. Очень важно знакомить
детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формировать у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте. Рекомендуем приобщать детей к культуре, рассказывать им народные сказки (привлекать их к тому, как одеты герои сказок, послушать народные песни, заучивание народных потешек, знакомить с предметами народно-прикладного искусства. Тогда дети получат
представления о родине, как о стране большой и красивой. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
У дошкольников нужно воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину, а также гордость за историческое прошлое своей страны.
Уважаемые родители, помните, для ребенка, именно вы – пример для подражания. Как вы относитесь, друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать окружающий мир.
Наша с вами задача — воспитать настоящего патриота своей Родины, который будет ценить, хранить и уважать переданный ему опыт!
Используемая литература
Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду
«От рождения до школы»
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.
2. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром /в ст., ср., подг. гр. д/с., изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.
3. Дыбина О. В. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе» /соответствует ФГТ/, изд. Мозаика – Синтез, 2012 г.
4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир», изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.
5. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы /патриотическое воспитание дошкольников» //Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2008 г.
6. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2010 г.
7. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. «Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном образовании» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2011 г.
8. Крашенинников Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников», изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.
9. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» /Методическое пособие/, изд. Мозаика – Синтез, 2014 г.