Алтынай Каракаева
Нормализация и психические отклонения в педагогике М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
«Нормализация и Психические Отклонения»
1. Введение
Процесс нормализации представляет собой важнейший результат всей нашей работы.
Мария Монтессори, "Впитывающий разум" глава 18.
Что значит норма в понимании природы ребёнка и каковы причины отклонений ребенка.
Мы с вами знаем, что педагогика доктора Монтессори основана на особенностях развития ребёнка и нормализации психических отклонений. Мы знаем на сегодняшний день, что ребёнок обладает впитывающим разумом.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Также мы знаем, что в возрасте от 0 до 6 лет ребёнок проходит через сензитивные периоды, которые, как говорила доктор Монтессори, способствует формированию психических органов.
Можно сказать, что вкладом доктора Монтессори является открытие глубокого погружения ребёнка в деятельность.
Мария Монтессори однажды наблюдала девочку, которая работала с блоками цилиндров, и отметила, насколько она была сосредоточена на выполнении упражнений. В последствии, доктор М. Монтессори наблюдала за погружением ребёнка и каждый раз она видела, как начинался процесс его трансформации. Доктор Монтессори замечала, что дети менялись, появлялось спокойствие и радость, и она называла это чувство - крепкая связь с окружающей средой.
Когда среда подготовлена и у ребенка есть выбор деятельности, начинается процесс трансформации. Доктор Монтессори говорила, что организация психической жизни ребёнка начинается с погружения в работу.
Нужно задуматься, как мы до сих пор видим детей: шумные, зависимы от взрослых, не способные послушанию.
М. Монтессори сделала вывод, что именно глубокая погруженность в процесс деятельности представляет собой истинную природу ребёнка, его нормальное и естественное состояние, истинную природу ребёнка, который развивается, согласно законам природы. Она назвала процесс образования ребёнка - процессом нормализации.
Определения / нормализация
Нормализация- процесс возвращения к естественному, нормальному для ребёнка психическому состоянию.
Понятие " нормы" продуктивное исключительно законами природы, который наследует ребёнок в своём естественном развитии, и которая, позволяет оптимальное функционирование его организма.
Мы педагоги говорим о психическом состоянии и о психической нормы ребенка. Любой уход от этой нормы, любое отклонение от нормального пути развития мы будем рассматривать в Монтессори методе, как психическое отклонение. При котором, организм ребенка не сможет естественно и эффективно функционировать. Будучи врачом, доктор Монтессори рассматривает процесс нормализации возвращении ребенка к его нормальному психическому состоянию, как процесс исцеления, процесс психического выздоровления.
2. Определения
Определения / нормализация
- процесс "исследования" - психического выздоровления
- путь, который требует времени
- индивидуален
- " нормальное состояние" не является постоянным в процессе нормализации ребёнка
- происходит в период от 3 до 6 лет
3. Причины отклонений
Психические отклонения/ причины - препятствия на пути естественного развития
- взрослый - среда создают препятствия на пути естественного развития:
-1 подавление и замещение воли ребёнка
-2 предоставление ребёнка самому себе (вседозволенность в воспитании)
Когда мы подавляем волю ребёнка, то есть не даём ребёнку возможности действовать самостоятельно, подавляем его стремление к самостоятельности, он начинает защищаться. Мария Монтессори говорила о том, что реакции детей могут быть совершенно различными, от агрессивного поведения и наоборот, даже робости. Таким образом, ребёнок будет выражать свой протест. Очень важно для ребёнка иметь свободу выбора, свободу движения в деятельности. Когда мы не предоставляем ребёнку возможность совершать выбор, мы не даём ребёнку возможность полноценно развиваться. И свой протест ребёнок проявляет в виде капризов, в виде девиантных форм поведения. И таким образом, взрослый постепенно, подавляя стремление ребенка к самостоятельности, становится препятствием на пути его развития. В этот момент мы лишаем ребёнка своего собственного опыта взаимодействия со средой.
4. Типы психических отклонений
• Реакция «бегства»
• Психологический барьер
• Привязанность
• Властность
• Чувство неполноценности
• Страхи
• Ложь
• Собственничество
Литература для чтение:
Futrell, Kathryn : The Normalized Child
Мария Монтессори «Впитывающий разум» глава 18, 19 и 21
Мария Монтессори «Дети-другие» часть1 глава 5; часть 2 главы 3 и 4
Montessori, Mario Jr. : Education for Human Development, Chapter 3
Стэндинг Е. М. «Жизнь и деятельность Марии Монтессори»
Montessori, Maria : The Advanced Monte