Анна Дунькова
Конспект занятия в подготовительной группе «Незнайка и этикет»
Конспект занятия по правилам этикета «Незнайка и этикет».
Цель:
Сформировать представление детей об этикете и культуре поведения.
Задачи:
1. Учить детей одному из правил этикета : вежливости.
2. Развивать практическое применение полученных знаний.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Незнайка и этикет“» размещена в разделах
3. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.
4. Обогащать речь детей за счет вежливых слов, развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.
5. Воспитывать у детей навыки вежливости.
Предварительная работа: Беседы о правилах этикета и культуры общения.
Действующие лица: Дети подготовительной группы, воспитатель, Незнайка (педагог, исполняющий роль с помощью куклы-рукавички)
Материалы и оборудование: Ширма для кукольного театра, кукла-рукавичка «Незнайка», волшебное кресло, мяч, картинки с изображением благородных поступков, медали для детей.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим об этикете. А что такое этикет? Как вы думаете?
Отвечают дети.
Воспитатель: Этикет– принятый порядок поведения, правильное общение. Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые этикетом.
Воспитатель: Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Воспитатель: Это замечательное стихотворение написал детский писатель и поэт Андрей Усачев!
Играет музыка (Выход Незнайки) и появляется Незнайка. Не здороваясь, сразу начинает говорить.
Незнайка : Ребята! Я специально выучил правила поведения, хотите, расскажу?
Ребята: Расскажи!
Незнайка : Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун. (Григорий Остер)
А еще! Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны. (Григорий Остер)
И! Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристаёт. (Григорий Остер)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, прав ли Незнайка? Так себя надо вести?
Дети: Нет! Говорят в чем не прав.
Незнайка : Что же мне делать? Я тоже хочу стать воспитанным и добрым!
Воспитатель: Я думаю, мы с ребятами поможем тебе обучиться хорошим манерам. Ребята, поможем Незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: Оставайся с нами, Незнайка! Будем начинать занятие!
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Вежливо Невежливо» Давайте встанем со стульчиков и послушаем правила.
Если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами 2 раза. Начнем.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть и не извиниться.
- Свистеть, кричать, шуметь на занятии.
- Уступить место старшим.
-Разговаривать громко в общественном месте.
- Помочь подняться по лестнице.
- Попрощаться уходя.
-Придумывать прозвища другим …
-Пропустить вперед девочек…
-Обозвать обидным словом соседа…
-Попрощаться уходя…
Воспитатель: Какие вы молодцы! Знаете как правильно себя вести!
Воспитатель: Давайте послушаем правила вежливости:
• Вежливость проявляется, прежде всего, в словах, а также в тоне, котором они сказаны.
• С взрослыми надо здороваться первыми.
• Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». В ответ, когда тебе говорят «спасибо», отвечай «пожалуйста».
• Когда идешь спать пожелай всем «спокойной ночи».
• Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить за заботливо приготовленную пищу.
• Если надо обратиться к взрослым, которые разговаривают, скажите «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.
• Когда просишь о чем-нибудь, не забудь также слова: «прошу вас …» или «я хочу попросить вас …».
• Если нечаянно толкнул кого-то, сделал какую-то неловкость, надо извиниться: «извините, пожалуйста», «простите меня, пожалуйста».
• Уходя, надо прощаться: «до свидания», «всего хорошего».
• Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к человеку, смотришь ли на него, когда с ним разговариваешь.
Воспитатель:
Ответьте мне на вопросы:
1. что надо ответить, когда вам сказали «спасибо»?
2. В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?
3. Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?
Воспитатель: Молодцы! Правила вежливости вы знаете! А теперь давайте вспомним, какие вежливые слова мы знаем, а для этого отгадаем загадки:
1. Растает ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
3. Друг другу на прощание мы скажем (до свидания)
4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания)
7. Друг друга не стоит винить, лучше скорее (извинить).
8. До чего ж оно красиво слово доброе (спасибо).
9. Если друг попал в беду (помоги ему)
10. Решай споры словами, … (а не кулаками)
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо вы знаете волшебные слова!
Воспитатель: Сейчас ребята, мы с вами будем играть в одну очень интересную игру, которая называется «Благородные поступки». Обратите, пожалуйста, внимания на картинки с изображением благородных поступков, они будут для вас подсказкой. Можно воспользоваться этими картинками, можно самим предложить идею благородного поступка.
Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, когда мы с вами вспомнили, что надо быть вежливыми и воспитанными, совершать благородные поступки, поиграем в одну очень добрую игру. Игра называется «Волшебное кресло». У нас есть «волшебное кресло». Вы по очереди садитесь в него. Садится только тот, кто хочет. Это «Волшебное кресло» потому что, как только вы в него сядете, сразу становятся видны ваши достоинства, ваши положительные качества. Дети, воспитатель и Незнайка, по очереди описывают хорошие качества ребенка, выражают свое доброе отношение, в таких выражениях «Мне нравится, что…», «я всегда рада видеть ее, потому что…», «Мне приятно, когда он…»
Воспитатель: Какое замечательное у нас сегодня получилось занятие! Понравилось ли вам ребята?
Дети отвечают.
Воспитатель: А тебе, Незнайка, понравилось у нас в гостях?
Незнайка : Очень! Спасибо вам! С сегодняшнего дня начну учить правила этикета. Оказывается это очень интересно!
Воспитатель: Ребята! Вы помогли Незнайке в изучении этикета! И я думаю, что вы все заработали медали «Знатоку этикета». Вручает медали.
Незнайка : До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Звучит музыка, Незнайка прячется за ширму.