Светлана Корнева
Нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования
Изобразительная деятельность приносит много положительных эмоций дошкольникам. Копируя окружающий мир, дети изучают и познают его, в рисунках дети выражают свое отношение к окружающему. Рисование позволяет развить творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
С самого детства рисование было и моим любимым занятием. Оно доставляло мне много радости. Свою детскую мечту смогла осуществить, став педагогом.
Я работаю в детском саду более 10 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, в начале своей педагогической деятельности, сама того не понимая, ограничивала проявления творческих способностей детей ставя их в рамки «образца» и «показа» приёмов рисования и их последовательности. Теперь же, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Меня вдохновляет общение с детьми и творчество. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. И выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника.
• развивает уверенность в своих силах, творческие способности, воображение и полёт фантазии, пространственное мышление, мелкую моторику рук
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Работа строится в следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка.
Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.
Цель моей работы - познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.
Задачи:
- Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ватные палочки, пальчики и ладошки).
- Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т. д.).
- Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
- Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус.
- Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию дошкольников.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- Игра, которая является основным видом деятельности детей.
- Сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
- Оказание помощи.
- Музыкальное сопровождение.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснить ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Наверно многие замечали, что если прольётся на столе несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.
Свою работу с использованием нетрадиционных техник начинаю со 2-ой младшей группы
Основные техники, используемые в этом возрасте:
• рисование пальчиками, ладошками
• рисование тычками из поролона, ватными палочками
• печатание листьями
В средней группе добавляется:
• рисование свечой
• оттиск пробкой, поролона, пенопласта
В старшей группе нетрадиционные техники :
• кляксография с трубочкой
• монотопия
• набрызг
• восковые мелки+акварель
• оттиск смятой бумагой
• рисование поролоном
• гравюра
В подготовительной группе добавляется:
• тиснение
• тычок жесткой полусухой кистью
• рисование по сырому
• черно-белый граттаж
• кляксография с ниткой
• батик
• рисование солью
• расчёсывание краски
• двойное примакивание кисти
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Сколько вокруг ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, я могу с уверенностью сказать вам, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Эти техники позволяют создавать очень выразительные художественные образы, даже тем, кому трудно выразить себя в линии. Каждый может выбрать наиболее близкий ему способ рисования.
Главное то, что нетрадиционное рисование способствует поддержанию положительного отношения детей к изобразительной деятельности и удовлетворению потребности в художественном выражении.
Подготовила воспитатель: Корнева С. П.