Людмила Кочева
Нетрадиционные техники рисования детей раннего возраста
▼ Скачать
Методическая разработка на тему: «Нетрадиционные техники рисования детей раннего возраста»
Автор: Кочева Людмила Сергеевна
Организация: МАДОУ «Лобановский детский сад «Солнечный город»
Раннее детство — это фундамент общего развития ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования детей раннего возраста» размещена в разделах
В творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами познания преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
Дошкольники способны в процессе предметной чувствительной деятельности, в том числе в рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умения планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием с применением нетрадиционных техник.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития изобразительных способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель:
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
• Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
• Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
• Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.)
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Ожидаемые результаты:
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
• Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности, внимания;
• Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Учитывая возрастные особенности наших детей 2-3 лет, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Так, для детей раннего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику:
• Рисование ладошкой
• Рисование пальчиками
• Рисование с использованием поролона (купленные заготовки или сделанные самим)
• Рисование ватными палочками
• Разбрызгивание (кисточкой, пультивизатор)
• Трафареты (пластиковые и сделанные вручную)
• Кляксография
• Штампы и печати
• Рисование салафановым мешочком
• Рисование мятой бумагой
• Тычковый метод
Каждая из этих техник – это маленькая игра.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
На первых занятиях используется один цвет и один пальчик. Затем занятия усложняются введением новых цветов, новых отпечатков (овальные).
Рисование ладошкой
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование с использованием штампа или печать
Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью различных штампов и печаток. Используя различные пуговицы, камешки, бусинки, малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с цветом и пятном.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Рисование ватными палочками
Материалы: гуашь, ватные палочки, плотный лист бумаги
Способ получения изображения: ребенок макает ватную палочку в краску и оставляет отпечаток на бумаге. Можно использовать готовые шаблоны.
Рисование мятой бумагой
Материалы: пластиковая тарелочка с разведенной краской, плотная бумага.
Способ получения: ребенок комкает лист бумаги, окунает его в тарелку с уже разведённой краской и оставляет отпечаток на листе бумаги.
Кляксография
Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться.
Материалы: акварельные краски, бумага.
Вспомогательные материалы: трубочка, пластилин, ватные палочки.
Способ получения:
• С растеканием. Для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Процедуру можно повторять до
тех пор, пока результат не начнет устраивать маленького художника.
• С трубочкой. На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях.
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.