Шанина Ирина Викторовна
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на методическом объединении для воспитателей.
(Из личного опыта работы).
В своей работе с детьми по изобразительной деятельности я ставлю и решаю следующие воспитательно-образовательные задачи:
- Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Публикация «„Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Подводить к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление и восхищение. Обращать внимание детей на то, что искусство окружает их повсюду: дома, на прогулке, в детском саду и оно доставляет людям удовольствие, радость.
- Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разными видами искусства.
- Познакомить детей с разными традиционными и нетрадиционными техниками и приёмами работы с разными материалами в определённых видах изобразительной деятельности.
- Способствовать развитию творческих способностей, индивидуальной манере воплощения и изображения своих мыслей и видения предложенной темы.
- Применять анализ детской работы как обучающий метод.
Все выше перечисленные задачи я пытаюсь решать, используя традиционные и нетрадиционные методы рисования с детьми, ставя перед собой главную цель: научить детей не бояться начать творить. Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. Но определённым потенциалом художественного развития обладает каждый ребёнок, и этот потенциал надо попытаться раскрыть максимально.
Одним из способов, используемых мной по развитию творческих способностей детей, является применение в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования.
Рисование пальчиками и ладошками.
Дети разных возрастных групп очень любят рисовать пальчиками и ладошками. И я с огромным удовольствием предоставляю им такую возможность. Эта нетрадиционная техника рисования стала для нас уже традиционной. Рисуя пальчиками и ладошками, мы не только прививаем интерес дошкольников к рисованию, но и позволяем им попробовать на ощупь текстуру краски, развиваем тактильные ощущения, проводя одновременно с этим пальчиковые игры и гимнастики, что благотворно сказывается на подготовке кисти руки к рисованию карандашами и кистью и письму. Возможности и преимущества рисования пальчиками и ладошками трудно переоценить. Рисование пальчиками само по себе способствует развитию у детей воображения, творческих и художественных способностей, художественного вкуса. Как известно, "ум ребёнка на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский, и мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, разносторонне развитыми и творческими личностями.
Рисование ладошками условно можно разделить на два вида:
1. Отпечатки. Вся ладонь намазывается гуашевыми красками и делаются отпечатки на листе бумаги в зависимости от задуманного образа. Интересными получаются рисунки на тему подводного мира и цветы. 2. Ладошка - трафарет. Ребёнок обрисовывает свою ладонь и дорисовывает задуманный образ, дополняя его деталями. Это могут быть и павлин, и петушки, и деревья с цветами. Обрисованные ладошки можно и вырезать как отдельные детали и составить из них композицию или коллективную работу в виде аппликации.
«Кляксография» с коктейльной соломинкой.
Одна из нетрадиционных техник, которая очень нравится детям дошкольного возраста, и которой они готовы рисовать бесконечное множество раз, является "кляксография". В данной технике мы часто применяем такой приём, как "от пятна", который помогает овладеть детям навыками композиции. Выдувая разноцветные пятна при помощи коктейльной соломинки, дети не боятся сделать "что-то не так". Образ получается сам собой, как бы направляя и подсказывая ребятам, что они хотели изобразить, а маленьким художникам нужно лишь придумать подходящий образ и дорисовать его недостающие детали при помощи любых изобразительных средств. Данная техника отлично развивает творческие способности дошкольников, наглядно-образное и логическое мышление, воображение и фантазию; помогает развивать глазомер, чувство цвета, координацию и ориентировку на листе бумаги.
«Волшебные» рисунки.
В детстве все дети верят в волшебство и чудеса. И мы, взрослые, можем им в этом помочь, окунуть их в мир сказки, созданной самими ребятами при помощи всем знакомых изобразительных средств: белого и разноцветных (светлых оттенков) восковых или масляных пастельных мелков и акварели. Дети рисуют мелками на листе бумаги для акварели задуманный сюжет (при помощи белого мелка дети могут изобразить зимний пейзаж или просто снежинки, звёзды и т. д., а при помощи цветных мелков светлых оттенков интересными получаются рисунки на темы: "Волшебные сны", "Праздничный салют", "Мыльные пузыри" и т. д.) , а затем начинают покрывать фон рисунка акварельными красками, самостоятельно подбирая цвет в зависимости от задуманного сюжета. В этот момент кисть в руках детей выполняет роль "волшебной палочки". Рисунки, нарисованные в такой технике, дают ребятам возможность побыть настоящими "волшебниками", создающими чудеса. Удивлению и восхищению детей нет предела, когда они видят появляющиеся из - под кисти, покрывающей лист акварелью, проявляющиеся контуры их невидимых (или еле видимых) рисунков.
Техника «Граттаж».
Буквальный перевод слова "граттаж" – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Вот и мы с детьми однажды решили "поцарапать", и нам это так понравилось, что мы стали регулярно использовать эту технику как на занятиях художественным творчеством, так и в самостоятельной изобразительной деятельности детей. «Граттаж» – техника занимательная и захватывающая! Детей удивляет и увлекает процесс «проявления» гравюры на чёрном фоне, на котором появляются образы на чёрно - белой или цветной основе. В начале знакомства с данной техникой работы детей могут быть совсем простыми: контуры предметов, снежинки, разноцветные мячи или радужные мыльные пузыри и т. д., а в дальнейшем могут быть созданы и целые композиции, и настоящие пейзажи.
Да, это трудоёмкая, "грязная" работа, требующая много времени, и не все будут применять эту технику, в силу разных причин. Конечно, можно приобрести готовые наборы для детского творчества по созданию гравюр, которых сейчас в изобилии в магазинах, и пусть ребёнок себе "царапает". Но в этом случае у детей не будет такого интереса, огонька в глазах и увлечённости предложенной работой, как при создании своего собственного граттажа с выполнением всех этапов творческого процесса.
Техника "Пластилинография".
Пластилинография – нетрадиционная техника работы с пластилином. На горизонтальной плоской поверхности создаются лепные картины с изображением полуобъемных предметов. Мы с детьми очень любим "рисовать" пластилином. При помощи данной техники развивается мелкая моторика кистей рук, тактильные ощущения. Сначала это могут быть работы, выполненные простыми налепами, такие как "листопад", "дождь". Затем просто предметные изображения (гриб, снежинка, ветка, дерева или цветок) и лишь потом уже целые композиции.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что на собственном опыте работы я убедилась, что детей, которые не умеют рисовать, действительно нет. А есть дети, которые испытывают страх перед изобразительной деятельностью. И именно нетрадиционные техники рисования помогают преодолеть эту боязнь, этот внутренний барьер. У детей появляется интерес, желание попробовать, а в следствие, появляется положительный эмоциональный настрой на работу, и в результате – замечательные индивидуальные детские работы, непохожие друг на друга.