Марина Михайленко
«Нет переводу казачьему роду». Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков
▼ Скачать + Заказать документы
«Кубань – земля такая, от хлеба золотая, степная сторона.
Гостей она встречает, и песни запевает и душу открывает
прозрачную до дна.
Кубань – земля такая, однажды приласкает,
полюбишь навсегда!»
К. А. Обойщиков
Цель:
Продолжать расширять представления детей о Родине, в доступной форме знакомить детей с историческим прошлым Кубани, традициях её жителей, о казачестве;
Публикация «„Нет переводу казачьему роду“, Нравственное воспитание дошкольников на традициях и быте кубанских казаков» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Расширять кругозор детей о родном городе, его достопримечательностях, знакомить с культурным наследием Кубани (поэзия, музыка, архитектура, фольклор, обряды, праздники);
Развивать интерес к истории своего народа;
Воспитание у детей любви к малой Родине, родному краю и его истории.
Нравственное воспитание детей является одной из главных задач не только дошкольного образования, но и на всех последующих ступенях образования. Через нравственное воспитания рождается чувство патриотизма, многогранное по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны, своего родного края. О важности приобщения ребенка к культуре и традициям своего народа написано много, поскольку обращение к наследию и традициям воспитывает уважение, гордость за свою землю, на которой живешь. Поэтому, уже с дошкольного возраста мы изучаем культуры своих предков и их традиции. Именно акцент на знания истории своего народа, его культуры, помогает нашим детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям и быту своего народа.
Мы живем в маленьком провинциальном городе Тимашевске, в центре Краснодарского края, который отличается своей своеобразной красотой. Это и обжигающий жарой ветер, прохлада речной воды, колючая стерня только что скошенной пшеницы, изумрудная зелень полей, аромат янтарного яблока, и, конечно же, люди. Удивительные люди, составляющие лицо города Тимашевска и его района. Наш город отличается своей особой архитектурой, историей, культурным наследием. Люди, побывавшие в нашем городе, удивляются парку в центре города, современным красивым зданиям, уютным улицам, березовой роще, удивляются тому, чему мы, к сожалению, так привыкли, что порой даже не замечаем и не ценим. А напрасно, Тимашевску есть чем гордиться. Есть что показать в своем городе, которому больше двести лет со дня поселения наших дедов.
Любой край, область, даже небольшое село нашей необъятной страны неповторимы. В каждом месте своя особенная неповторимая природа: одно село или город стоит на берегу большой реки, а другая затерялась в глухой тайге или раскинулась в степи. Везде есть особенные дорогие жителям места. Труд в каждой местности тоже разный: в одной труд животноводов, в другой хлеборобов, рыбаков, нефтяников. Неповторимы и сами люди. Везде есть свои артисты, спортсмены, поэты, простые труженики. Каким бы особенным не был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типичное, характерно для всей страны. Все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении.
Я собираю материал, который позволяет формировать у детей познавательный интерес и представления о том, чем славен родной край, город, традиции, быт и занятия кубанских казаков. Дети соприкасаются с историей города, края, предметами быта своих предков. Взяв их в руки, они легче запоминают и эмоционально воспринимают историю своего народа.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть духовного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование духовных ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ духовного воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
В ходе бесед дети рассматривают иллюстрации из книги «Введение в историю Кубани» под ред. Н. В. Мирук, «Путешествие по родному краю» под ред. И. П. Латышева, «История Кубани» В. В. Касьянова, «Кубанская старина» Л. В. Маслов, а также альбомы «Достопримечательности родного города»
«Легенда о Кубани» «Краснодар - столица Кубани и другие.
В группе мы оформили уголок патриотического воспитания.
Знакомя детей с художественной литературой, читая им сказки, я заметила, что детям непонятно значение таких слов как: «ушат», «коромысло», «глэчик» и т. д. А ведь в значении этих слов, предметов, история нашей страны. Для ознакомления ребят с историей и культурой кубанских казаков мы у себя в детском саду создали музей казачьего быта.
Предметы подбирались по принципу:
- каждый предмет знакомит дошкольников с историей жизни народа;
- предметы различны по назначению, использованию;
- любой предмет должен быть оригинальным, привлекательным, красивым.
В музее расположены старинные вещи, большая печь, на столе выставлены экспонаты: здесь и вышитые рушники, старинные полотенца, на печи чугунный утюг, чугунок. На столе удобно расположился самовар
с глиняной утварью (чашки, крынка, глэчик, деревянные ложки, рядом с прялкой лукошко с пряжей, спицами, крючком для вязания. В «Красном углу» казачьей комнаты повесили икону, рушник, куклы обшиты в казачью одежду. На полу лежат дорожки, которые ткали наши прабабушки. Музей с удовольствием посещают дети, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры.
Так, начиная со старшей группы были проведены занятия о традициях и быте Кубанского казачества. Знакомя детей с жизнью, бытом и культурой казачества на Кубани, дети проявляли познавательный интерес к истории своего народа, пополнялся словарный запас за счет таких слов как: глэчик, макитра, чугунок, самовар, прялка, веретено.
Понимая значение кубанских казачьих слов, дети с желанием слушают и рассказывают сказки, обыгрывают их, используя атрибуты и утварь нашего музея.
Чтобы достигнуть поставленных задач, а именно:
- Прививать уважительное, заботливое отношение к родственникам;
- Воспитывать уважительное отношение к труду родителей;
- Прививать любовь к своему дому, внимательно относиться к событиям в доме, традициям.
С детьми проводились беседы на темы: «Родной очаг», «Домашние праздники», «Животные в доме», «Кем я буду работать, когда вырасту». Пригласив детей в «казачью хату» я рассказала детям о значении «Красного угла» в семье казаков.
«Красный угол» значит красивый (красная девица, красное солнышко). «Красный угол» самое светлое, чистое, нарядное место во всем казачьем доме, здесь особая полочка с иконой и рушником. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку, кланялся, крестился и здоровался с хозяевами. Гостя приглашали к столу «откушать хлеб-соль» и сажали за стол. Так встречали гостей наши предки. Предложила рассказать детям, как гостей встречают в их доме. Познакомила детей с поговорками:
«Красному гостю – красное место»; «Доброму гостю – особая честь»; «Не красна изба углами, а красна пирогами»; «В гостях хорошо, а дома лучше». Пришли к выводу, что раньше было интересней.
Читая детям художественную литературу, стихи, организуя дидактические и словесные игры, беседуя о труде взрослых, воспитывала у них уважение к труду, поощряла детскую взаимопомощь. Большое влияние на детей оказывают казацкие пословицы и поговорки о труде: «Делу время – потехе час»; «Землю пашут, руками не машут»; «Умелые руки голодными не останутся»; «От добрых рук ничего не уходит; «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Мини-музей каждодневно привлекает детей своей историей, историей возникновения города, улиц. Пригласив детей в казацкую хату, дети с большим интересом слушали о возникновении Кубанской области, Тимашевского куреня, о героических поступках казаков на Кавказе. Дети узнали о знаменитых земляках И. Д. Попко, И. И. Беднягине.
Знакомя детей с казацкими символами, их речь обогатилась словами как: булава, насека, атаманский кафтан, шашка атамана, нагайка, казна, чернильница, пернач, печать, есаул. Рассматривали старинные фотографии:
Дети, с чувством уважения и гордости слушали о подвигах этих героев. Подражая воинам – казакам, детям хотелось быть такими же мужественными и смелыми.
С чувством гордости за свой край, дети любят слушать стихотворения о Тимашевской земле, о людях-героях ВОВ, о людях труда.
«Край далеких времен, Тимашевский район,
что когда-то царицей подарен.
Край станиц, хуторов - ты основа основ,
ты героями в вечность прославлен.
Это стон казаков, время наших отцов,
где степные безбрежные дали,
Как любимую мать, волю, правду и стать,
не щадя живота, охраняли».
Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного кубанского фольклора, который включает в себя – колыбельные песни, потешки, частушки, прибаутки. Кубанские песни пользуются большой любовью и влиянием на патриотическое воспитание. Именно песня воссоздает для нас цельный и единый мир казачества, его бытовую, укладовую, духовную сторону. Устное народное творчество кубанских казаков яркое, напевное, поэтичное.
Пополняя знания детей о казачьих традициях, я рассказала детям, что семейный быт, труд казаков сопровождался народными песнями. C песней обращались к солнцу, к земле, провожали на службу, посвящали песни сбору урожая, колыбельными песнями укладывали детей спать и т. д. Играя в «историю» в нашей казачьей комнате, девочки напевали колыбельные песенки, а у мальчиков любимыми стали - частушки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируется ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.