Получи документы

«Нестандартный» ребенок: оборонительная и враждебная позиции

Ася Кузьмина
«Нестандартный» ребенок: оборонительная и враждебная позиции
▼ Скачать + Заказать документы

В блоге «Если Ваш ребенок - «нестандартный»» было раскрыто, что некоторые «сложности» поведения ребенка, его психологические дисгармонии акцентируют внимание на семейных проблемах. Например, в зависимости от индивидуальных особенностей, одни дети замываются в себе (оборонительная позиция), другие пытаются напасть первыми (враждебная позиция, агрессия). Рассмотрим эти особенности подробнее.

Публикация «„Нестандартный“ ребенок: оборонительная и враждебная позиции» размещена в разделах

Часто предполагается, что проявления агрессивности – признак дурного воспитания и избалованности. Поэтому, если агрессию пресекать, то никаких проблем не будет! Но приступы злобы, разрушительных желаний посещают и взрослых. Но они умеют (предположительно) осознавать и контролировать эти импульсы. Поэтому ребенка нужно не избавлять от негативных чувств, а научить узнавать их и не бояться их (управлять ими, не причиняя вреда ни себе, ни другим).

Многие родители при агрессии ребенка применяют наказание. То есть, реагируют на агрессию агрессией. Но этот подход показывает ребенку, что именно так и надо решать проблемы и это только усиливает его агрессивное поведение. Но цель должна быть противоположная – ослабить напряжение (и показать приемлемые формы взаимодействия). Например, если ребенок в игре со сверстниками ведет себя агрессивно, то выведите его из игры, без криков, шлепков и нотаций. Тогда ребенок убедиться – такой (агрессивный) способ взаимодействия со сверстниками не подходит, можно остаться в одиночестве.

Что скрывается за поведением агрессивного ребенка? Чувство гнева, которое он не может выразить. А так же чувства незащищенности, тревоги, обиды, одиночества, которые вызывает гнев. Агрессивный ребенок не чувствует уверенности в собственном благополучии, не умеет разобраться в своих переживаниях. Он ощущает себя слабым и поэтому ищет способ усилить оборону.

То есть агрессия ребенка – это не то чувство, которое мучает ребенка. Это перенос чувств: испытывая дискомфорт, ребенок не знает как с ним справиться, избавиться от напряжения. Поэтому, возможно, родителям такого ребенка придется отказаться от своих стереотипов (например, что ребенок пытается досадить и напугать своим поведением) и дать возможность ребенку выплескивать (а не подавлять) свои эмоции (социально приемлемо).

Обобщая, можно выделить принципы общения родителей с агрессивными детьми:

• Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы разрешения проблем (преодоления препятствий). Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.

• Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ссоры с вашим братом или родителями? Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка (и помочь ему).

• Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!» (так же родители используют такие фразы: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила?»). К сожалению, в большинстве случаев, за вашей критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом.

По теме детской агрессии всегда можно найти много материала (советы, упражнения, игры), в том числе и в моем блоге, например «Советы и упражнения, направленные на снижение у детей агрессивности», ««Детская агрессия: причины, преодоление, профилактика» (рекомендации родителям)», «Нелегкий труд — быть родителем».

А родители тихих (замкнутых/застенчивых) детей в дошкольном возрасте редко обращаются к психологу. Такие дети, в основном, считаются идеальными. Но проблемы, чаще всего, появляются к школе: у них не появляется друзей и приятелей, они остаются в тени, не проявляют никакой инициативы. Тогда родители видят - стремление отгородиться от мира начинает тормозить развитие их ребенка.

Что скрывается за поведением тихого (замкнутого/застенчивого) ребенка? Такой ребенок нуждается в чувстве безопасности. Возможно, семейный опыт привел его к выводу, что безопаснее не привлекать к себе внимания (например, повторяющиеся слова родителей: "не приставай", "не шуми", "не говори глупостей"). Часто родители воспитывают своих детей так же, как когда-то их воспитывали родители, поэтому неосознанно могут повторять их ошибки "воспитания", а ребенок защищается замкнутостью и отчужденностью (как защитными реакциями) от мира, который считает враждебным.

Но важно помнить, что если с ребенком общаются слишком строго, подавляют его активность, ни разрешают бегать и шуметь, все время критикуют, упрекают, ограничивают, то он становиться чрезвычайно неуверенным в себе. Часто, застенчивые дети очень остро замечают свои недостатки, а своим достоинствам они, наоборот, не придают особого значения. Обычно они уверены в том, что они ни на что не способны, у них нет ничего, что заслуживало бы внимания и вызывало интерес у других людей.

В результате всего этого, ребенок чувствителен к любой критике (как к реальной, так и подразумевающейся), избегает всяческих контактов, считая себя хуже других. Родители помогут ребенку, если будут замечать любой его успех, хвалить его (в том числе, перед окружающими). Детям важно слышать от родителей, что если у него будет что-то не получаться, то он всегда может рассчитывать на помощь.

Особо хочется выделить тот факт, что обучение социальным навыкам и приобретение практики в повседневных ситуациях коммуникации, подражание поведению социально уверенных людей (в идеале, родителей, родственников) первостепенная задача, т. к. застенчивость – черта характера (это приобретенный негативный опыт общения, негативное отношение к себе).

Обобщая, можно выделить принципы общения родителей с замкнутыми/застенчивыми детьми:

• Важно обращать внимание таких детей на различия. То есть, донести до ребенка мысль, что различия между людьми (временами года, явлениями) не означают, что одно из них хуже, а другое лучше (просто они разные, различные).

• Позвольте ребенку участвовать в решении тех вопросов, которые имеют к нему непосредственное отношение: во что одеться, что выбрать из игрушек и т. д. Ребенку важно уметь делать выбор и брать на себя ответственность за последствия поступков. Постарайтесь разбирать с ребенком ситуации успеха – почему ему удалось так хорошо выполнить какое то дело (поручение). Таким образом, ребенок поймет, что в его силах влиять на ситуацию.

• Составьте список положительных качеств и особенностей ребенка. Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому необходимо специально стимулировать их чувство собственного достоинства. Важно научить ребенка ценить себя, дать понять, что он заслуживает внимания и хорошего отношения к себе со стороны окружающих. Кроме того, ребенку будет приятно услышать, что родители воспринимают их позитивно. Регулярно перечитывайте с ребенком этот список и обязательно дополняйте!

Публикации по теме:

Воспитание активной гражданской позиции у дошкольников Касаткина Оксана Николаевна Филиал № 1 Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения Шалинского городского округа Детский сад №.

Формирование субъектной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают,.

Из опыта работы. Нестандартный инвентарь для подвижных игр своими рукамиИз опыта работы. Нестандартный инвентарь для подвижных игр своими руками Л. Н. Толстой:Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. Организовать с детьми интересные игры и соревнования,.

Ключевые позиции современного занятия в контексте развития личностного потенциала Развитие социально-экономической жизни страны в условиях рыночной экономики всецело зависит от повышения личностного потенциала подрастающего.

Мастер-класс для родителей «Ребенок, которого не слышно. Застенчивый ребенок» Цели: 1. Повышение родительской компетенции в понимании природы внутренних переживаний ребенка. 2. Развитие навыков рефлексии собственной.

Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Слайд В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Обоснование педагогической деятельности с позиции нормативно-правовых документовОбоснование педагогической деятельности с позиции нормативно-правовых документов Заполняя лист самооценки аттестующегося педагога необходимо заполнить табличную форму, в которой указаны и классифицированы компоненты.

Проект по здоровьесбережению «Здоровый ребенок — успешный ребенок» для детей старшей группы ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК – УСПЕШНЫЙ РЕБЕНОК» АКТУАЛЬНОСТЬ Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает.

Проектная деятельность в ДО как нестандартный нетрадиционный способ организации образовательных процессов «Проектная деятельность в ДО как нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов ориентированной на оказание.

Ребенок и книга Воспитать любовь и интерес к книге, развить умение внимательно слушать и понимать художественный текст – главная задача воспитателя, по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Нестандартный» ребенок: оборонительная и враждебная позиции
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 07:42
+76Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Нестандартный» ребенок: оборонительная и враждебная позиции» (включая файлы) размещена пользователем Ася Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД