Ася Кузьмина
«Нестандартный» ребенок: оборонительная и враждебная позиции
В блоге «Если Ваш ребенок - «нестандартный»» было раскрыто, что некоторые «сложности» поведения ребенка, его психологические дисгармонии акцентируют внимание на семейных проблемах. Например, в зависимости от индивидуальных особенностей, одни дети замываются в себе (оборонительная позиция), другие пытаются напасть первыми (враждебная позиция, агрессия). Рассмотрим эти особенности подробнее.
Публикация «„Нестандартный“ ребенок: оборонительная и враждебная позиции» размещена в разделах
Часто предполагается, что проявления агрессивности – признак дурного воспитания и избалованности. Поэтому, если агрессию пресекать, то никаких проблем не будет! Но приступы злобы, разрушительных желаний посещают и взрослых. Но они умеют (предположительно) осознавать и контролировать эти импульсы. Поэтому ребенка нужно не избавлять от негативных чувств, а научить узнавать их и не бояться их (управлять ими, не причиняя вреда ни себе, ни другим).
Многие родители при агрессии ребенка применяют наказание. То есть, реагируют на агрессию агрессией. Но этот подход показывает ребенку, что именно так и надо решать проблемы и это только усиливает его агрессивное поведение. Но цель должна быть противоположная – ослабить напряжение (и показать приемлемые формы взаимодействия). Например, если ребенок в игре со сверстниками ведет себя агрессивно, то выведите его из игры, без криков, шлепков и нотаций. Тогда ребенок убедиться – такой (агрессивный) способ взаимодействия со сверстниками не подходит, можно остаться в одиночестве.
Что скрывается за поведением агрессивного ребенка? Чувство гнева, которое он не может выразить. А так же чувства незащищенности, тревоги, обиды, одиночества, которые вызывает гнев. Агрессивный ребенок не чувствует уверенности в собственном благополучии, не умеет разобраться в своих переживаниях. Он ощущает себя слабым и поэтому ищет способ усилить оборону.
То есть агрессия ребенка – это не то чувство, которое мучает ребенка. Это перенос чувств: испытывая дискомфорт, ребенок не знает как с ним справиться, избавиться от напряжения. Поэтому, возможно, родителям такого ребенка придется отказаться от своих стереотипов (например, что ребенок пытается досадить и напугать своим поведением) и дать возможность ребенку выплескивать (а не подавлять) свои эмоции (социально приемлемо).
Обобщая, можно выделить принципы общения родителей с агрессивными детьми:
• Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы разрешения проблем (преодоления препятствий). Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение.
• Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ссоры с вашим братом или родителями? Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка (и помочь ему).
• Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!» (так же родители используют такие фразы: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила?»). К сожалению, в большинстве случаев, за вашей критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом.
По теме детской агрессии всегда можно найти много материала (советы, упражнения, игры), в том числе и в моем блоге, например «Советы и упражнения, направленные на снижение у детей агрессивности», ««Детская агрессия: причины, преодоление, профилактика» (рекомендации родителям)», «Нелегкий труд — быть родителем».
А родители тихих (замкнутых/застенчивых) детей в дошкольном возрасте редко обращаются к психологу. Такие дети, в основном, считаются идеальными. Но проблемы, чаще всего, появляются к школе: у них не появляется друзей и приятелей, они остаются в тени, не проявляют никакой инициативы. Тогда родители видят - стремление отгородиться от мира начинает тормозить развитие их ребенка.
Что скрывается за поведением тихого (замкнутого/застенчивого) ребенка? Такой ребенок нуждается в чувстве безопасности. Возможно, семейный опыт привел его к выводу, что безопаснее не привлекать к себе внимания (например, повторяющиеся слова родителей: "не приставай", "не шуми", "не говори глупостей"). Часто родители воспитывают своих детей так же, как когда-то их воспитывали родители, поэтому неосознанно могут повторять их ошибки "воспитания", а ребенок защищается замкнутостью и отчужденностью (как защитными реакциями) от мира, который считает враждебным.
Но важно помнить, что если с ребенком общаются слишком строго, подавляют его активность, ни разрешают бегать и шуметь, все время критикуют, упрекают, ограничивают, то он становиться чрезвычайно неуверенным в себе. Часто, застенчивые дети очень остро замечают свои недостатки, а своим достоинствам они, наоборот, не придают особого значения. Обычно они уверены в том, что они ни на что не способны, у них нет ничего, что заслуживало бы внимания и вызывало интерес у других людей.
В результате всего этого, ребенок чувствителен к любой критике (как к реальной, так и подразумевающейся), избегает всяческих контактов, считая себя хуже других. Родители помогут ребенку, если будут замечать любой его успех, хвалить его (в том числе, перед окружающими). Детям важно слышать от родителей, что если у него будет что-то не получаться, то он всегда может рассчитывать на помощь.
Особо хочется выделить тот факт, что обучение социальным навыкам и приобретение практики в повседневных ситуациях коммуникации, подражание поведению социально уверенных людей (в идеале, родителей, родственников) первостепенная задача, т. к. застенчивость – черта характера (это приобретенный негативный опыт общения, негативное отношение к себе).
Обобщая, можно выделить принципы общения родителей с замкнутыми/застенчивыми детьми:
• Важно обращать внимание таких детей на различия. То есть, донести до ребенка мысль, что различия между людьми (временами года, явлениями) не означают, что одно из них хуже, а другое лучше (просто они разные, различные).
• Позвольте ребенку участвовать в решении тех вопросов, которые имеют к нему непосредственное отношение: во что одеться, что выбрать из игрушек и т. д. Ребенку важно уметь делать выбор и брать на себя ответственность за последствия поступков. Постарайтесь разбирать с ребенком ситуации успеха – почему ему удалось так хорошо выполнить какое то дело (поручение). Таким образом, ребенок поймет, что в его силах влиять на ситуацию.
• Составьте список положительных качеств и особенностей ребенка. Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому необходимо специально стимулировать их чувство собственного достоинства. Важно научить ребенка ценить себя, дать понять, что он заслуживает внимания и хорошего отношения к себе со стороны окружающих. Кроме того, ребенку будет приятно услышать, что родители воспринимают их позитивно. Регулярно перечитывайте с ребенком этот список и обязательно дополняйте!