Анастасия Попова
Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальное казённое учреждение «Управление образования»
Городского округа «Город Лесной»
МБДОУ «Детский сад № 2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Аналитическая записка
«Нейроигры как средство развития межполушарных связей
у детей дошкольного возраста»
Составитель:
Попова Анастасия Игоревна
Должность:
Воспитатель
ГО «Город Лесной
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка 4
Основная часть 6
Заключение 11
Список использованной литературы 14
Приложение 1. Конспект встречи с родителями в рамках родительского клуба тема: «Нейроигры - залог успешного развития ребенка дома» 15
Приложение 2. Игры на развитие межполушарного взаимодействия. 20
Приложение 3. Кинезиологические сказки для детей. 33
Приложение 4. Карточки с комплексами. 38
Приложение 5. Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик
с элементами кинезиологии. 40
Приложение 6. Консультация для педагогов и родителей
«Нейроигры в коррекционной работе».
45
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Введение
На сегодняшний день все чаще и чаще встречаются дети с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной расторможенностью или заторможенностью, эмоциональноволевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов, письма, чтения, математических навыков.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др., а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Для детей важно движение. С рождения и до школы у ребёнка идёт созревание сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Для их правильного развития необходимо, чтобы мозг верно «перерабатывал» всю поступающую информацию. А малыш познаёт этот мир с помощью движения. Если у малыша слабая активная деятельность, то и речь у него, как правило, тоже страдает, а это значит сбой в работе мозга.
Пояснительная записка
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном учреждении каждый педагог использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях могут использоваться: физкультминутки, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, зарядка для глаз, психогимнастика, игротерапия. При работе с разными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи.
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций. Нейропсихологические игры способствуют речевому развитию и развитию памяти, концентрации внимания, формированию ориентации в пространстве, повышение уверенности в своих силах. Мы в своей педагогической практике применяем эти игры, интегрируя образовательные области
Актуальность работы, обусловлена тем, что нейропсихологические комплексы несут в себе наибольшую развивающую эффективность, они универсальны, не требуют какой-то специальной и сложной подготовки. Во многом определяет преимущества использования нейроигр - это простота в использовании, простота в организации, игровая форма, эмоциональная привлекательность, многозадачность и многофункциональность, развитие речи в сочетании с двигательной активностью, формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов и богатая развивающая составляющая в целом.
В связи с этим мною была сформулирована
Цель моей работы: повышение компетентности педагогов и родителей в использовании нейропсихологических технологий в коррекции и развитии межполушарных связей у старших дошкольников посредством нейроигр, нейрогимнастики, нейротренажеров.
В процессе реализации цели я решала следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
3. Внедрить в образовательной процесс игры и упражнения нейротехнологий.
4. Повысит свои теоритические и практические знания, при внедрении новых технологий.
5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов.
6. Ориентировать семью на использование нейропсихологических игр в домашних условиях.
7. Выявить эффективность использования приёмов нейротехнологий.
8. Распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Игры и упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие и расширить границы возможностей его мозга.
1. Сформирован устойчивый интерес к логическим заданиям;
2 Сформирована двигательно-моторная сфера;
3. Развиты высшие психические процессы: память, внимание, мышление, воображение; восприятие;
4. Развита система саморегуляции, устойчивое внимание, отличная работоспособность;
5. Просвещены педагоги о методике применения нейропсихологического комплекса, побуждены к изготовлению игр, и нейротренажеров;
6. Просвещены родители во благо развития их детей, стимулированы на изготовление и применение нейроигр.
Применение нейроигр при коррекции речевых нарушений у детей.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Нейроигры будут полезны для всех детей, а особенно для детей с особыми возможностями здоровья, это универсальный инструмент в работе педагога.
Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, устойчивость и произвольность внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
- совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь.
Какие проблемы можно решить с помощью Нейроигры:
- ребенок слишком активен, или, наоборот, медлителен;
- не способен концентрироваться;
- долго "включается" в задание;
- для переключения с одного задания на другое, необходимо время,
- ему сложно запомнить и выполнить инструкцию из 2-4 действий;
- нетерпелив, раздражителен, возбудим, проявляет необоснованную
агрессию;
- быстро утомляется, часто отвлекается.
Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.
Перспективное планирование
№ Срок реализации Вид Цель: Название:
1. сентябрь Нейротренажеры Развитие межполушарных связей, совершенствование моторной координации.
Соотнесение ладони и кулачка с изображением на панели. «Ребро-кулачок»
«Передай мячик»
Нейроигры развитие слухового внимания, моторное развитие, развитие межполушарных связей.
«Нос-пол-потолок»
Нейрогимнастика Развитие мозга, развитие межполушарных связей Упражнение «Топор- пила»
2. октябрь Нейродорожки развитие межполушарных связей, координации движений «Нейродорожки»
«Нейродорожки зеркальные – двумя руками»
«Ладонь-кулак»
«Задень левой рукой – правое ухо»
Нейротренажеры
развитие межполушарных связей, совершенствование моторной координации.
Соотнесение ладони и кулачка с изображением на панели.
Нейроигра развитие пространственных ориентаций, внимания, понимания своего тела, стороны право- лево, развитие межполушарных связей.
3. ноябрь Нейротренажеры развитие межполушарных связей, обучению счету, цвету и цифре, совершенствование моторной координации.
Соотнесение нужного пальца с определенным цветом.
развитие нейронных связей, «Цветные ладошки»
Нейроигра
Нейроупражнение скорости и быстроты реакции, объёма внимания, развитие выдержки и самоконтроля.
развитие межполушарных связей, координации движений «Хлопни муху»
«Зеркальное рисование» на листочках
4. декабрь Нейротаблицы развитие межполушарных связей, логического
мышления, внимания, усидчивости. «Зонтики»
Нейроигра
синхронизация левого и правого полушарий, развитие абстрактного мышления, ориентировка в пространстве, концентрация внимания, развитие самоконтроля.
«Стрелка-мяч!»
Нейрогимнастика развитие слухового внимания, координации движения, развитие межполушарных связей «Прохлопай и протопай столько, сколько я»
5. январь Нейротаблицы развитие межполушарных связей, логического мышления, ориентировки в пространстве, концентрации внимания, усидчивости. «Веселые лягушки»
Нейроигра развитие слухового внимания, координации движения, развитие межполушарных связей «3 шага влево, 2 шага назад»
Нейрогимнастика развитие мозга, развитие межполушарных связей, развитие внимания, памяти. «Поезд-колеса»
6. февраль Нейротаблицы синхронизация левого и правого полушарий, развитие логического
мышления, ориентировки в «Радужные камни»
пространстве,
концентрация внимания,
самоконтроля, закрепление
знания цвета, цифр,
геометрических форм,
букв.
Нейроигра развитие логического мышления, абстрактного мышления «Наполни колбы»
Нейрогимнастика развитие мозга, развитие межполушарных связей «Колечки»
«Коза-заяц-светофор»
7. март Нейротаблицы синхронизация левого и правого полушарий,
развитие абстрактного мышления, ориентировки в пространстве, концентрация внимания, самоконтроля. «Цветные помпончики»
Нейроигра развитие мелкой моторики, координации, закрепление названия цвета.
«Шапочки для пальчиков»
Нейробика под музыку
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, крупной и мелкой моторики, развитие межполушарных связей
«Музыкально- ритмическое упражнение со стаканчиком»
8. апрель Нейротаблицы развитие мелкой моторики, формирование пространственного представления: вверху, внизу, слева, справа, развитие зрительно- пространственного восприятия. Профилактика оптической дисграфии, дискалькулии. «Выложи зеркально цветные помпончики»
Нейрогимнастика развитие межполушарных связей, развитие моторной ловкости развитие мозга, развитие межполушарных связей
Упражнение по схеме «Повтори»
«Кулак-ребро-ладонь»
Нейробика под музыку
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, крупной и мелкой моторики, развитие межполушарных связей «Музыкально- ритмическое упражнение со стаканчиком»
май Нейрогимнастика
Нейротаблица
Нейробикка под музыку развитие мозга, развитие межполушарных связей
Развитие зрительно- моторной координации, развитие нейронных связей
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, крупной и мелкой моторики, развитие межполушарных связей «Восьмёрка и бесконечность»
«Покажи двумя руками цветные кружочки»
«Музыкально- ритмическое упражнение со стаканчиком»
июнь Нейроигра Развитие цветовосприятия, закрепление цифр, букв, знание цвета, ориентировка на листе «Увлекательное лото»
Нейрогимнастика развитие мозга, развитие межполушарных связей, моторное развитие «Мартышки»
Нейробика под музыку Развитие слухового восприятия, чувства ритма, крупной и мелкой моторики, развитие межполушарных связей
«Музыкально- ритмическое упражнение со стаканчиком»
Ожидаемый результат
Использование нейпропсихологических игр и упражнений способствует развитию высших психических функций. Это универсальная система, которая в форме игры помогает педагогу скорректировать развитие ребенка, имеющего некие проблемы в развитии, но и развивать положительные структурные изменения у нормально развивающихся детей. Ведь только через игру мы можем помочь ребенку развивать навыки социально-комуникативного взаимодействия, эмоционального раскрепощения.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Несмотря на простоту и увлекательность, нейропсихологический подход в развитии дошкольников является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию. Учитывая все вышесказанное, предлагаем картотеку игр и упражнений для использования воспитателями в ДОУ.
Заключение
Данная методическая разработка – решение актуального вопроса. Для этого была организована предметно-пространственная развивающая среда, созданы нейроигры и нейротренажеры. Практика показала, что применение этих пособий, игр и упражнений, описанных в методической разработке, благоприятно сказывается на развитии интеллектуальных возможностей детей, а так же в целом на коррекционно-развивающем процессе дошкольников. В результате включения педагогами нейроигр и нейрогимнастики в интегрированные виды деятельности детей, были скорректированы многие психоэмоциональные процессы.
Нейроигры и игры-минутки (играми –минутками можно назвать любое нейроупражнение, для которого не нужно специальной подготовки и длительность составляет около минуты) характеризуются простотой выполнения, эмоциональной привлекательностью, яркостью, быстротой создания, и неподдельным детским интересом.
В процессе занятий нейрогимнастикой, происходит развитие всех высших психических функций, синхронизируется работа обоих полушарий, улучшается умственная деятельность, улучшается внимание и память, облегчается процесс обучения чтению и письму. Помимо этого, упражнения для мозга способствуют развитию координации движений, совершенствование моторной сферы, психофизических функций.
Используя в работе картотеку нейроигр, и разного рода нейроупражнений, как часть занятий, так и целого коррекционно-развивающего комплекса, убедилась в том, что они благоприятно сказываются на развитии всех трех функциональных блоков мозга по А. Р. Лурия. Активизируется энергетический блок (блок регуляции тонуса и бодрствования,
блок приема переработки и хранения информации, и блок программирования, регуляции и контроля. И как следствие, получаем всесторонне гармонично развитого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. А значит, ежедневное применение нейропсихологического комплекса или отдельных игр или упражнений дает основу для развития и коррекции высших психических функций в домашних условиях.
В результате проведенной работы было получено много положительных отзывов от родителей, которые посещали родительские клубы, обучались сам, повышали свою родительскую компетентность, и применяли свои знания по развитию своих детей непосредственно дома.
Примечательно, что все игры, нейротренажеры, и нейротаблицы очень просто изготавливаются в домашних условиях и не требуют специальных умений для их создания.
Применяя в своей практике нейроигры, и рекомендуя ее педагогам нашего ДОО, были достигнуты поставленные мною цели, и реализованы задачи.
Материал, представленный в методической разработке, может найти применение у коллег педагогов-психологов других ДОО, педагогов, работающих непосредственно с детьми и родителей интересующихся проблемами межполушарных связей и интеллектуальным развитием своего ребенка.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:
1. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М. : ТЦ Сфера, 2003
2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.
3. Павлова Н. Н, Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. : Академия, 2002
5. https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i
6. Семенович А. В. /Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М. : Генезис,2012
7. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно методическое пособие/ под ред. А. В. Семенович. – М. : Дрофа, 2014
8. http://www.myshared.ru/slide/1344762/
9. https://pandia.ru/text/86/111/49485.php
10. https://infourok.ru/
11. https://vk.com/wall-165852117_46825
12.https://uolbt.yanao.ru/cdn/documents/2022/06/sborik-statej-vesennej-mezhmunitsipalnoj-sessii-dlya-rabotnikov_p40704.pdf
13. https://logoportal.ru/statya-18172.html