Анна Хмелева
«Не рядом, а вместе к поставленной цели». Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Не рядом, а вместе к поставленной цели
Во-первых, что действительно важно сделать в детском саду?
Во-вторых, как это возможно сделать?
И в-третьих, почему же нам так трудно сделать это хорошо?
Вопрос первый, что действительно важно?
Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Публикация «„Не рядом, а вместе к поставленной цели“, Роль семьи и детского сада в формировании готовности ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок осваивает основы культуры, он ищет смысл в деятельности и именно это слово должно быть ключевым. В детском саду мы должны сформировать условия для осознания смысла действий или иначе говоря мы ищем ответ на вопрос – зачем?
Здесь взрослый - это тот человек, который, находясь рядом с ребенком выполняет такую понимающую роль, которая открывает ему другой культурный взгляд на вещи, поддерживая замысел, поддерживает ценность самого ребенка, и в результате наш дошкольник от 3 до 6-7 лет обнаруживает что его собственные идеи, его собственные замыслы важны в мире других людей, потому что он часть этого культурного общества.
У него уже есть довольно большой арсенал знаковых средств, которыми он владеет, с помощью которых он может предъявлять свои мысли, и он самое главное понимает, что эти самые действия, эти отношения между предметами, между людьми, между обществом и человеком требуют освоения, и поэтому в школьном возрасте ключевым вопросом становится вопрос – как? И за этим стоит способ действия.
Специфика детского восприятия состоит в том, что лучше всего они усваивают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении со взрослыми. Но видеть они должны не знаковые символы (цифры и буквы, а объекты внешнего мира и взаимоотношения людей в группе. Ребенок воспринимает то, что передано в непосредственном общении и окрашено эмоциями и множеством интонаций. Текст же, который он читает самостоятельно, не расцвечен эмоциями, потому что малыш пока не имеет опыта эмоциональной передачи информации. Этот опыт складывается у него в результате длительного ежедневного общения, слушания рассказов и переживания различных событий.
Информация, усваиваемая ребенком, должна быть непосредственно связана с его жизнью и жизнью его семьи. Его совершенно не интересует, какие звери живут в средней полосе России, ему нужно знать, с каким конкретно зверем он может встретиться на прогулке или вчера встретился его папа, или кто оставил вот такие интересные следы на снегу. Это живое конкретное знание. А животные, изучаемые на специальных занятиях по картинкам, воспринимаются настолько абстрактно, что дети даже не могут определить разницу в размерах между ними.
Если мы не позволим ребенку в дошкольном детстве самостоятельно осваивать мир, находясь только рядом с ним и отражая его действия в культурных формах, начиная с самого маленького возраста, когда ребенок рисует «каляки-маляки».
Ребенок нарисовал рисунок, и мама говорит: «Мне кажется, это дерево». Если они перед этим разговаривали про дерево, и теперь мама становится способом взгляда ребенка на этот мир. Но главное, что мама должна сделать (и это же поддерживает воспитателей в более сложных отношениях в детском саду) - это поддержка того, что ты ценен такой, какой ты есть и ты со своими мыслями, со своими замыслами нужен здесь.
Если воспитатель в детском саду является единственно верным носителем культуры, если все, что происходит в группе это выполнение его заданий (потому что воспитателю очень важно чтобы ребенок освоил у некоторых способы действия, важно чтобы он научился правильно выписывать буквы, правильно складывать палочки и потом выдавать в конце результат, то этого пространства и даже времени на то, чтобы ребенок мог осознать себя в этом мире, понять кто я здесь, понять, что нужно сделать, чтобы быть эффективным в этом мире, его просто не останется.
Для этого нам нужен такой большой период жизни, но вопрос – что в это время делать?
Для того чтобы ребенок начал ходить, в младенческом возрасте с ним не занимаются тренировкой ходьбы, с ним занимаются другими вещами. Мы развиваем ручки-ножки, ползаем и так далее, то есть, совсем другие действия приводят к прямохождению. Если бы мы начали его тренировать на прямохождение, то скорее всего мы ему навредим. Но в следующем возрастном периоде - дошкольном-школьном, почему-то у нас принято, что как можно раньше нужно тренировать в школьных формах развитие детей, для того, чтобы там ему было легче. Ребенку не будет легче ходить, если мы слишком рано начнем его заставлять или требовать, чтобы он это делал. То же самое происходит с дошкольниками.
Если до того, как сформировался собственный смысл, до того, как появился опыт того, что оказывается, чтобы решить задачу (построить что-то, соорудить, требуется понимание мерки, что число имеет цифровое значение и легче общаться с людьми сразу с помощью знаковых символов. Если до этого объяснить детям, что сейчас мы с вами будем заниматься, я буду вас учить, а ваша задача исполнять задание, тогда скорее всего ни о каком хорошем развитии мышления и способности учиться конечно не будет. Потому что сам подготовительный период был занят совсем не тем. Результаты есть там, где есть игровое обучение, где есть регулярность, где есть гармоничное сочетание физического, творческого и интеллектуального развития. А там, где только натаскивание, могут быть результаты, но они быстро исчезают.
Здесь есть еще один нюанс. Результаты обучения видны сразу. Их можно продемонстрировать родственникам и знакомым. А результаты развития не просто малозаметны, но порой проявляются лишь через несколько лет. Поэтому очень многие родители делают акцент именно на обучении ребенка.
Вопрос - чем тогда заниматься? Это наш второй вопрос. Что мы можем предлагать в детском саду? Как это возможно сделать?
Например, когда придуманная ребенком сказка, является предметом работы взрослого, когда ребенок сочиняет историю, разрисовывает, затем взрослый под его диктовку пишет эту историю и появляется письменный текст, потом эти тексты зачитываются. Но суть в том, что произведение ребенка сразу попадает в культурный контекст, оно имеет большое значение, а для того чтобы записывать произведения, нужно овладеть письмом. Вот зачем нужна письменная и устная речь, и это конечно очень сильное основание для того чтобы захотеть писать ему. И мы наблюдаем, что к шести годам для детей очень большое достижение, когда он сам запишет свою историю и они пробуют это сделать, и тогда есть причина для освоения в школе грамматики и русского языка.
Когда мы видим много игр с кубиками, с деревянными конструкторами, когда требуется создавать большие ростовые конструкции вместе, когда важна устойчивость, где требуется отношения между предметами – это дает все основания для того, чтобы математика появилась как культурное средство, которое, требуется для того чтобы быть человеком, а не то, что надо выучить, запомнить, поэтому эти способы практического моделирования гораздо ценнее в подготовительной группе, чем занятия в прописях. Вряд ли это большой смысл имеет для ребенка, которому нужно посчитать сколько кубиков и зафиксировать это. Механическое накопление ребенком знаний далеко не всегда соответствует повышению уровня его развития.
Все что осваивает ребенок-дошкольник, осваивает только потому, что это для него имеет собственный смысл. Без игры, без осознания отношений между людьми - никакой подготовки школе быть не может. Полноценная игра, по мнению большинства педагогов, это гораздо более важный вклад в готовность к школе.
Что значит игра? Это означает что он принимает разные роли, умеет соотносить реальность и выдуманный мир, соотносить правила, и на этой грани реальной ситуации и мнимой, умеет владеет собой. Появляется у детей саморегуляция. Действия по собственному замыслу больше дают опыта для саморегуляции, чем действия по исполнению даже очень хороших заданий взрослого.
Почему же нам так трудно?
Вроде понятно, что дети должны обрадоваться тому, что мир такой широкий, что так много интересного можно изучить. Почему мы, к сожалению, все еще видим, что в практике в детском саду держатся педагоги и за рабочие тетрадки с исполнением заданий и за фронтальные занятия.
В основном есть три группы факторов с которым нужно учиться работать.
Первый фактор - это конечно родитель, который считает, что если ребенок не научиться читать, считать, писать достаточно, то он к школе не готов, или если у него не было опыта сидеть ровно и на вопрос учителя поднимать руку, то вряд ли он сможет сделать это в первом классе.
Но как объяснить воспитателю родителям, что это не самое главное, это очень трудно донести и всегда нам хочется, чтобы родители были довольны детским садом. Чтобы, когда малыш приходил домой, его спросили, чем занимались он говорил да мы только играли и ничем не занимались. Родители сразу переживают, что вы только играете в детском саду, вообще к школе не готовитесь. И им невдомёк, что когда ребенок играет с конструктором, с кубиками, то в это время он существенно больше подготовится к школе, чем если бы он выполнил пару заданию в рабочей тетради.
Второй фактор о том, что часто с педагогов именно такие занятия и требуют, и если воспитатель организует свободную деятельность, то это выглядит как будто она совсем не работает, а вот когда организовала занятия и работает по программе администрация очень довольна и видит, что человек на самом деле занят делом.
И вот здесь вопрос, если вы работаете в таких условиях, то как вы будете объясняться с руководством: менять виды деятельности внутри занятий, то есть вам нельзя не проводить занятия и это зависит не от вас, или это будет занятие по детскому замыслу или это будет занятия по строгому следованию образцу.
Действие по собственному замыслу даже внутри маленького занятия даже в такое очень ограниченное время – это существенно лучше для подготовки к школе, чем исполнение взрослых задач.
Конечно бывают истории, и это ценно, когда у детей подготовительной группы появляется такой интерес к взрослым видам деятельности. Они говорят, а будем ли мы готовиться к школе, и тогда вы можете использовать этот интерес, опять же так, чтобы не взрослые задачи решать, а помочь им в игре в школу, в игре в настоящих школьников, когда это их собственная проба, их собственное действие, ну и взрослые поддерживают ее также как другие детские замыслы.
И третий фактор, когда гораздо легче организовать простое, 25-минутное занятие, даже вырезать к нему все что нужно или еще лучше вообще распечатать или лучше вообще ничего даже не печатать теперь, можно просто на интерактивной доске с помощью указки все это сделать и это будет легко, особенно если программное обеспечение для вас готово.
Необходимо создавать условия для развития ребенка, чтобы развивался он сам. Причем делать это с опорой на такое понятие, как сензитивные периоды развития – т. е. на время для оптимального развития той или иной познавательной функции. Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды В этот период ребенок должен получать для нее «усиленное питание». А если не ждать этих сензитивных периодов, и начать раньше? Тогда могут появиться препятствия, которые могут помешать.
Первое это то, что есть шанс переутомить ребенка или вырастить из него человека, не умеющего создать собственный творческий продукт.
Второе – это лишение ребенка времени, которое ему требуется для его естественного развития, необходимого для формирования активности, инициативности, личностных характеристик и т. п. С последствиями выбора такого пути родители столкнутся уже в начальной школе, а в подростковом возрасте придется бить тревогу (это могут быть серьезные трудности в общении, неуверенность в себе и др.).
Необходимо позволить ребенку гармонично развивать тело и душу. Логику и интуицию. Эмоции и разум. Тогда он обязательно будет счастлив.
Труднее и важнее заняться тем делом, чтобы услышать каждого ребенка, помочь ему в реализации замысла и поддержать его интерес и сделать из этого историю, благодаря которой он поймет, что есть источники информации разные, что с информацией можно работать, что есть разные взгляды на одно и то же, что у явления есть разные стороны. Эта работа настолько интересная, что сложности хочется преодолевать и преодолеваются они лучше всего, когда появляется такая команда единомышленников, команда тех, с кем вы вместе можете проектировать задание для своей группы, пробовать что-то новое.
Трудно не только играть, но и выслушивать ребенка, не пытаясь поучать его или обесценивать детский взгляд на мир. Именно в таком общении со взрослым ребенок учится делиться переживаниями, быть эмоционально открытым с близкими людьми без страха осуждения ими. Малыш приобретает понимание ценности своего мнения для окружающих. «Раз меня так внимательно слушают, значит, им важно то, что я говорю и думаю» – так расценивает ребенок интерес взрослого к его рассказу.
Самое главное показать детям, почему они ценны со своими вопросами, что они творцы этого мира, почему ребенок как личность важен и когда он подрастет он сможет все освоить. И вот когда с этим осознанием, с этой готовностью ребенок придет в школу, тогда существенно важнее и понятнее для него будет освоение всего, что приготовила школьная жизнь.