Немцева Анна Николаевна
«Научим Буратино считать в пределах семи». Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
«Научим Буратино считать в пределах семи»
Цель: обучение счету в пределах 7.
Задачи:
Образовательные:
• учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7;
• продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.
Развивающие:
• продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже, самый узкий (и наоборот);
• развивать внимание, речь, мелкую моторику.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: двухступенчатая лесенка, матрешки и кубики (по 7 штук, фланелеграф (магнитная доска, 7 полосок-«дощечек» одинакового цвета и разной ширины.
Раздаточный материал: двухполосные карточки, квадраты и прямоугольники (по 7 штук для каждого ребенка); наборы полосок-«дощечек» одного цвета и разной ширины (по 6 штук для каждого ребенка).
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Ребята, вспомните правила поведения на занятии:
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем мы сейчас опять:
Считать, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришел Буратино. Он учится считать и просит вас помочь ему научиться считать до 7. Поможем Буратино? (Да, поможем).
I часть. Игровое упражнение «Считаем дальше».
Воспитатель просит детей отсчитать 6 матрешек и расположить их на верхней ступеньке лестницы. Затем дети отсчитывают столько же кубиков. Воспитатель располагает их на нижней ступеньке лестницы. Вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве матрешек и кубиков? (Ответы детей)
Воспитатель к 6 матрешкам добавляет еще 1 матрешку, считает и уточняет свои действия: «К шести матрешкам я добавила еще одну».
Воспитатель: Каким числом можно обозначить количество матрешек (кубиков? (Ответы детей)
Воспитатель: Как получилось число семь? (Ответы детей)
Воспитатель: Какое число больше: семь или шесть? (Ответы детей)
Воспитатель: Какое число меньше: шесть или семь? (Ответы детей)
Воспитатель: Как сделать так, чтобы матрешек и кубиков стало поровну? (К шести добавить один или от семи убрать один.)
Вызванные дети показывают и поясняют способы уравнивания количества предметов.
II часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках с геометрическими фигурами (квадраты и прямоугольники).
Воспитатель: У вас на столах лежат двухполосные карточки и математические пеналы с геометрическими фигурами. Откройте пеналы и положите в верхнюю часть карточки квадраты.
Воспитатель: Сколько квадратов вы положили? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы узнали что положили 6 квадратов? (Посчитали)
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Теперь под квадратами положите столько же прямоугольников. Сколько прямоугольников вы положили? (Ответы детей)
Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве квадратов и прямоугольников? (Их поровну)
Воспитатель: Правильно. А, если к 6 квадратам добавить ещё один, то каким числом можно обозначить количество квадратов? (Числом 7).
Воспитатель: А каким числом можно обозначить количество прямоугольников? (Ответы детей)
Воспитатель: Как получили число 7? (К 6 квадратам добавили 1 квадрат).
Воспитатель: Какое число больше? (Число 7 больше, чем число 6).
Воспитатель: Какое число меньше? (Число 6 меньше, чем число 7)
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы квадратов и прямоугольников стало поровну? (Добавить 1 прямоугольник)
Воспитатель: Получается, что число 7 больше числа 6, а число 6 меньше числа 7. Ребята, вы такие молодцы. Думаю, что Буратино сейчас научится считать до 7.
Воспитатель: А сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку, разомнемся.
Физкультминутка
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте)
За столы мы сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за столы)
III часть. Игровое упражнение «Разложи дощечки в ряд».
Работа проводится на демонстрационном и раздаточном материалах одновременно.
На магнитной доске (фланелеграфе) в хаотичном порядке расположены полоски-«дощечки». У детей такой же материал.
Воспитатель предлагает детям разложить дощечки в ряд (горизонтально): сначала в убывающем порядке (от самой широкой до самой узкой, затем в возрастающем. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов. После выполнения задания дети называют ширину каждой дощечки.
IV часть. Работа в тетради.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. (Пальцы обеих рук соединить в замок)
Маленькие пальчики, (Пошевелить пальчиками)
1, 2, 3, 4, 5. (Пальцы обеих рук касаются друг друга)
1, 2, 3, 4, 5. (Поочередное касание пальцев)
Мы закончили считать. (Встряхнуть руками)
Воспитатель: Ребята откройте тетради. Какую цифру вы видите? (Ответы детей)
Воспитатель: Возьмите красный карандаш и раскрасьте цифру 7. (Воспитатель смотрит за посадкой детей за столом, напоминает о расположении тетради перед ребенком и том, как держать карандаш).
Воспитатель: А теперь посчитайте листья и раскрасьте семь листьев.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы аккуратно и правильно выполнили задание. Подойдите ко мне.
V часть. Дидактическая игра «Кто где стоит».
Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему.
Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.
Буратино: Спасибо, ребята, я научился считать до 7.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие задания выполняли? (Ответы детей)
Воспитатель: Кому помогали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)