Татьяна Толстых
Наставничество в образовательной деятельности ДОУ
▼ Скачать
Одним из ключевых направлений создания системы является развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Публикация «Наставничество в образовательной деятельности ДОУ» размещена в разделах
Наставник – это участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – это участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставляемыми могут быть педагоги :
- молодые специалисты;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
- желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями и т. д.
Задачи наставника ДОУ :
- содействовать созданию благоприятных условий для профессионального роста педагогов;
- обеспечивать атмосферу взаимопомощи;
- координировать действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
- оказывать помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомить в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультировать по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- оказывать позитивное влияние на рост профессиональной компетентности педагога.
Результаты успешности молодого специалиста:
- Степень удовлетворенности своим трудом;
- Стремление к личностному росту;
- Эмоционально – благоприятная атмосфера в группе;
- Повышение квалификации;
- Достижения молодого специалиста (награды);
- Методическая работа (документация, авторские разработки и др.);
- Распространение передового опыта;
- Достижения воспитанников.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе «Я – концепции».
Поэтому наставничество в педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
- Адаптационный - наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- Основной (проектировочный) - наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- Контрольно-оценочный - наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.
Направления деятельности наставника и наставляемого :
- проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц);
- вхождение в профессию, (формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год);
- самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (освоение воспитателем новых педагогических методик, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы) (на протяжении первых 5 лет);
- промежуточный анализ работы (примерно через год).
В процессе наставничества затрагиваются интересы всех субъектов взаимодействия – наставляемых и педагога-наставника. Обучающиеся совершенствуют профессиональные навыки, учатся выстраивать отношения с коллективом, а педагог-наставник намечает новые перспективы в сфере педагогической деятельности и совершенствуется вместе с коллективом.
Таким образом, наставничество в ДОУ можно рассматривать как образовательно значимую социальную практику, которая позволяет максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого через выстраивание образовательной навигации, и совершенствовать деятельность наставника