Виктория Качинская
«Потешки». Проект по использованию произведений фольклора в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по использованию произведений фольклора в детском саду
Проблема
Дети раннего возраста мало знают об окружающем их мире, что необходимо для их дальнейшего развития.
Актуальность
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Цель
Развитие наглядно-действенного мышления. Стимулирование поиска новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
Публикация «„Потешки“, Проект по использованию произведений фольклора в детском саду» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Задачи:
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
4. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
5. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
6. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
Участники проекта : воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители и дети ясельной группы
Методы и приемы:
1. Обыгрывание сюжета потешки. В ходе НОД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т д) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
2. Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д.
3. Словесные игры
4. Подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)
5. Пальчиковая гимнастика
6. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций
Формы работы:
С детьми:
- Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек;
- Беседы по содержанию потешек;
- Рассматривание альбома «Любимые потешки»
2) с родителями:
- чтение потешек дома;
-изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки»
-участвуют в изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению с потешками
3) с педагогами:
- методические рекомендации педагогов для работы по данной темы
- сбор методической литературы
Этапы работы над проектом
1-й этап. Подготовительный ( сроки: октябрь 2015)
o Знакомство с темой проекта
o Изучение методической литературы
o Выявление проблемы, цели, задач
o Составление перспективного плана работы
2-й этап Практический (сроки ноябрь 2015 по апрель 2016)
Работа с детьми (дидактические игры, подвижные игры, рисование)
Работа с родителями (консультации, анкеты, мастер- класс)
Работа с педагогами (консультации, мастер - класс)
Открытое мероприятие
3-й этап Заключительный (сроки май 2016)
Подведение итогов (отчет)
Презентация проекта
Предпологаемый результат
Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка
Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта
Продукт проекта
(Альбом по потешкам)
Перспективный план работы с педагогами
1. Консультация на тему «Потешки,как метод развития речи детей»- ноябрь
2. Семинар- практикум «Знаете ли вы потешки» -январь
3. Открытый Н О Д. - март
Перспективный план работы с родителями
1)Анкета «Читаете ли вы потешки дома?» –октябрь.
2)Консультации на тему «Что такое потешка» -декабрь.
3) Совместный досуг «Веселые потешки» - апрел
Перспективный план
Неделя Название фольклорного произведения Раздел
программы Режимный
момент Рекомендации
для родителей
Сентябрь
«Петушок», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Ай лады, лады…», «Баюшки-баю», «»Сорока-сорока», «Мишка пляшет», «Наша Таня», «Уронили Мишку», «Пузырь», «Репка», «Курочка Ряба». Период адаптации.
Октябрь
1 «Носик, носик! Где ты, носик?».
«Пузырь», «Ходит Мишка».
«Баю-баюшки, баю, не ложися на краю». Перед умыванием.
Зарядка.
Укладывание спать. Пение колыбельных песен.
Рассказывание сказки «Курочка ряба».
2 «Репка».
«Носик, носик! Где ты, носик?», «Ай лады, лады…».
«Баю-баюшки, баю, не ложися на краю», «Глазкам спать давно пора». Развитие речи. Умывание.
Укладывание спать. Рассказывание сказки «Репка».
Чтение потешки «Солнышко, ведрышко».
3 «Носик, носик! Где ты, носик?», «Ай лады, лады…».
«Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять».
«Баю-баюшки, баю, не ложися на краю», «Глазкам спать давно пора».
«Потягушка, потянись!».
«Мишка косолапый».
«Ладушки, ладушки». Рисование Умывание.
Одевание.
Укладывание спать.
Одевание после сна.
Прогулка. Пение колыбельных песен.
«Ай лады, лады».
4 «Дождик, дождик пуще,
Будет травка гуще
Дождик, дождик посильней
Огород ты наш полей».
«Мишка косолапый».
«Курица с цыплятами». Рисование Повторение потешек 3 недели.
Прогулка.
Прогулка вторая половина дня. Повторение потешки про водичку.
Чтение потешки «Огуречик,
огуречик!».
Ноябрь
1 «Наши уточки с утра».
«Снег, снег, снег…».
«Где же наши ручки?». Ознакомление с окружающим.
Рисование. Повторение потешек, изученных в октябре.
Зарядка. Повторить стихотворение «Мячик» А. Барто.
2 «Снег, снег, снег…».
«Солнышко, ведрышко».
«А коток, коток, коток,
Кудрявенький лобок,
Украл у бабушки клубок
И запрятал в уголок.
А бабушка догнала,
За ушко надрала» Лепка.
Физкультурное.
Рисование. Повторение потешек, изученных в октябре. Повторить сказку «Курочка Ряба».
Чтение потешки «Бежала лесочком
Лиса с кузовочком».
3 «Вот и люди спят…».
«Маленький, беленький, по лесочку прыг,
по снежочку тык-тык».
«Ходит Мишка косолапый». Развитие речи.
Рисование. Прогулка. Чтение стихотворений
А. Введенский
«Мышка», «Песня машиниста».
4 «Кисонька-мурысенька, где ты была?».
«Машина, машина идет гудит…».
«Снег, снег, снег…».
«Киска, брысь!».
«Серый зайка умывается». Лепка.
Ознакомление с окружающим.
Физкультурное.
Рисование. Прогулка, подвижная игра.
Умывание. Повторить стихотворения А. Барто «Лошадка»,
К. Чуковский «Путаница».
Декабрь
1 «Вот поезд наш едет…».
«Дуйте в дудки, бейте в ложки».
«Мыши водят хоровод».
«Зайки прыг-скок». Физкультурное.
Развитие речи.
Рисование. Подвижная игра во второй половине дня.
Зарядка. Повторить стихотворения
А. Барто из цикла
«Игрушки»,
К. Чуковский «Федотка».
2 «Мыши водят хоровод».
«Мишка, мишка полно спать…».
«Раздувайся пузырь…».
«Ах ты, Мура, ловкая,
Погуляй с коровкою.
Даст коровка наша
Молочка на кашу».
«Идет, коза, рогатая…».
«Пошел котик на торжок…».
«Зайки, зайки ушки мыли» Физкультурное.
Развитие речи.
Развитие речи.
Ознакомление с окружающим. Подвижная игра во второй половине дня.
Умывание. Чтение стихотворений
К. Лагздынь «Петушок», «Зайка, зайка попляши».
3 «Вот они - сандалики
У нашей Кати-крошки».
«Ночью выпал первый снег.
Я оделась раньше всех.
Я санки качу, гулять хочу».
«Пошел котик на торжок…». Развитие речи.
Ознакомление с окружающим. Прогулка. Повторить потешку
«Пошел котик на торжок…».
Чтение стихотворений. Пикулева «Лисий хвост», «Надувала кошка шар».
4 «Развязали Катеньке,
шарфик полосатенький.
Снимем с ножки, новые сапожки».
«Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная».
«Зайка беленький сидит».
«На дворе мороз и ветер». Развитие речи.
Рисование.
Физкультурное. Прогулка. Чтение сказки
«Маша и медведь».
Повторение потешек про водичку.
Январь
1 «Сидит, сидит зайка, сидит, зайка серый
Под кустом, под кустом».
«Ходит Мишка косолапый».
«Лиса по лесу ходила, лиса голосом вопила»
«Дуйте в дудки, бейте в миски…».
«Маленькая птичка».
«Зайчики и лисичка». Лепка.
Сенсорное.
Рисование. Пальчиковая игра утром.
Зарядка. Повторение сказок «Курочка Ряба»,
«Репка».
Чтение В. Сутеева
«Кто сказал мяу».
2 «Машина, машина, идёт гудит…».
«Курочка и цыплятки».
«Варись, варись кашка».
«Ты ложись-ка на кроватку,
Спи, мой Мишка, сладко-сладко.
- Баю-бай, баю-бай!» Физкультурное.
Ознакомление с окружающим. Вторая половина дня
Подвижная игра.
Пальчиковая игра.
Укладывание спать. Чтение сказки «Маша и медведь».
Чтение потешки
«Из-за леса, из-за гор…».
3 «Петушок, петушок, золотой гребешок».
«Петушок у нас горластый, по утрам кричит».
«Мишка, мишка полно спать,
Ходят зайки топотушки».
«Пирог». Развитие речи.
Рисование. Пальчиковая игра. Чтение стихотворений
А. Барто «Снег»,
М. Ю. Лермонтов
«Спи, младенец».
4 «Заинька, походи, серенький, походи…».
«Мыши водят хоровод…».
«Дуйте в дудки, бейте в миски…».
«Баю-баюшки-баю,
Глазкам песенку спою.
Расскажу и сказку –
Закрывайтесь, глазки!». Лепка.
Физкультурное.
Конструирование. Подвижная игра во второй половине дня.
Укладывание спать. Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки», В. Сутеева «Кто сказал мяу…».
Февраль
1 «Ночью выпал первый снег.
Я оделась раньше всех.
Я санки качу, гулять хочу».
«Заинька, походи, серенький, походи…».
«Я люблю свою лошадку…».
«Мыши водят хоровод». Рисование.
Развитие речи.
Ознакомление с окружающим.
Физкультурное. Прогулка. Чтение сказки
В. Бианки «Лис и мышонок».
2 «Баю-бай, ты собаченька не лай…».
«Час обеда пришёл, села Катенька за стол».
Сказка «Колобок».
«Мыши водят хоровод».
«Солнышко, ведрышко, выгляни в окошко,
Твои детки плачут, по камушкам скачут!». Развитие речи.
Развитие речи.
Ознакомление с окружащим.
Физкультурное.
Рисование. Укладывание спать.
Прогулка. Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
3 «Вот поезд наш едет…».
«Как у нашего кота…».
«Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл». Физкультурное.
Ознакомление с окружающим. Подготовка к завтраку. К. Чуковский «Котауси и Мауси».
Чтение потешки «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду».
4 «Ты, коровушка, ступай, в чисто поле погуляй».
«Наша Маша маленька…».
«Солнышко, ведрышко, выгляни в окошко,
Твои детки плачут, по камушкам скачут!».
«Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись! Красное, покажись!» Развитие речи.
Ознакомление с окружающим.
Рисование. Прогулка.
Художественное слово. Чтение потешки
«Из-за леса, из-за гор…».
Март
1 «Ладушки, ладушки…».
«Ты, собаченька не лай…».
«Мыши водят хоровод».
«Раздувайся пузырь». Ознакомление с окружающим.
Конструирование.
Физкультурное. Подвижные игры во время зарядки. Чтение сказки «Теремок».
2 «Водичка, водичка…».
«Вышла курочка гулять…».
«Хлоп, хлоп ручками
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Димочка,
Мыльной ручкой глаз» Развитие речи.
Сенсорное.
Развитие речи. Умывание.
Подвижная игра во второй половине дня. Рассказывание сказок:
«Маша и медведь»,
«Теремок».
Повторение потешек
«Наши уточки с утра», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду».
3 «Наша Маша маленька…».
«Как у нашего кота…».
«Баю-бай, баю-бай…».
«Катя, Катя маленька, Катенька удаленька».
«К нам пришла собачка, умная собачка». Развитие речи.
Ознакомление с окружающим.
Конструирование.
Лепка. Укладывание спать. Сказка «Как коза избушку построила»,
В. Сутеев «Цыпленок и утенок».
4 Сказка «Колобок».
Сказка «Козлятки и волк».
«Солнышко-ведрышко!».
«Пальчики проснулись». Лепка. Рисование.
Развитие речи. Прогулка.
Пальчиковая игра во второй половине дня. Чтение сказок «Колобок»,
«Козлятки и волк».
Апрель
1 «Ай качи, качи, качи».
«Пузырь». Ознакомление с окружающим.
Физкультурное. Зарядка.
2 «Сидит белка на тележке».
«Зайка беленький сидит».
«Лапки мыли, ушки мыли». Лепка. Утренняя зарядка.
Умывание. Чтение потешки
«Сидит белка на тележке».
3 «Бейте в ложки, дуйте в дудки».
«Чики-чики-чикалочки…».
«Ай качи, качи, качи».
«Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл».
«Дождик, лей, лей, лей». Лепка.
Ознакомление с окружающим.
Рисование. Игра во второй половине дня.
Кормление. Сказка «Как коза избушку построила».
Потешки «Чики-чики-чикалочки…»,
«Дождик, лей, лей, лей».
4 «Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко».
«Пошел котик на торжок…», «ладушки, ладушки…», «Вот и люди спят…». Рисование.
Ознакомление с окружающим. Укладывание спать. К. Чуковский «Цыпленок».
Потешки «Пошел кот под мосток»,
«Как у нашего кота».
Май
1 «Гриб-грибок, выставь лобок
На тебя погляжу, в кузовок положу!
Гриб на грибу, а мой на верху».
«Мишка, мишка полно спать…». Лепка. Подвижная игра на прогулке. Повторение потешек
«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду», «Солнышко-ведрышко».
2 «Чики, чики, кички, березовые лычки!
Летели две птички. Собой невелички».
«Дождик лей, лей, лей…». Лепка.
Рисование. Подвижная игра на прогулке. Чтение А. Пушкин
«Ветер по морю гуляет».
К. Чуковский «Путаница».
3 «Солнышко-ведрышко!».
«Зайки вышли на лужок».
«Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки».
«Водичка, водичка…». Рисование.
Физкультурное. Утренняя гимнастика.
Укладывание спать.
Умывание. Чтение стихотворений
А. Барто.
4 «Петушок, золотой гребешок…».
«Курочка и цыплятки».
«Травка – Муравка». Лепка.
Развитие речи. Прогулка.
Подвижная игра.
Повторение раннее изученных потешек. Чтение «Три медведя», «Спала кошка на крыше».
Использованная литература.
1)Бердникова Н. Д «Фольклор для малышей»
2)Ветлугина Н. А «Музыкальное развитие ребенка»
3)Громова О Е,Соломатина Г Н «Лексические темы поразвитию речи детей 2-3 лет»
4)Гербова К Н «Занятия по развитию речи»
5)Галанов А С «Игры которые лечат»
6)Натыпкина С Ю «Баю-Бай Колыбельные песенки