Екатерина Буянкина
Конспект занятия «Наш участок»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
- познакомить детей с новым деревом- рябиной (её внешним видом, листьями, плодами;
- познакомить с компонентами среды обитания деревьев, проявлениями приспособительной взаимосвязи со средой;
Развивающие задачи:
- закреплять умения детей находить предмет по сходству;
- продолжать закреплять умение детей различать и называть березу;
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к природе;
- учить слушать воспитателя и друг друга;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Материал и оборудование:
Темочки:
Листья березы и рябины на каждого ребенка, бубен.
Ход занятия:
Сегодня у нас необыкновенное занятие. Проведем мы его на улице, на нашем участке. Оглянитесь вокруг, посмотрите, что растет на нашем участке? (трава, кусты, деревья) Правильно, молодцы.
Подвести детей к березе. На нашем участке растет дерево. Кто знает как оно называется?
Скажи, Саша как называется это дерево (береза)
Посмотрите, какая березка красивая! Стройная!
У березы есть….ствол.
А какого он цвета (белого)
Он твердый, покрыт белой корой, с черными пятнами. Ствол можно погладить, обнять, прижаться к нему щекой. Вокруг ствола можно водить хоровод.
А это, что? Показать на ветки. (это ветки)
Они длинные, тонкие, черные. Некоторые ветки свисают и похожи на косицы. Под ветками возле ствола можно встать, спрятаться от дождя или солнца- они как крыша над головой. А ещё березку называют кудрявою. За её стройный, белый ствол, сравнивают березку с девицей.
Так говорят про березку:
Стоит Алёнка,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
Послушайте, я загадку вам загадаю:
Летом вырастают,
А осенью опадают.
Что это (листья)
Есть ли листья на дереве (есть)
Какого они цвета (желтые)
А какие листья были летом (зелёные)
Есть ли листья под деревом, на земле (есть)
Почему же листочки упали? (потому что береза готовиться к зиме)
Давайте, возьмем по листочку и посмотрим на них.
Листья большие или маленькие (маленькие, а у меня большой)
Положите листик на ладошку.
Он больше или меньше ладошки (меньше)
У каждого листика есть палочка- черенок. С одного конца листья круглые, широкие, с другого- узкие, заканчиваются острым *носиком*. Края у листьев березы зубчиками.
Береза высокая или низкая (высокая)
А что нужно сделать, чтобы посмотреть на её вершину (надо поднять голову)
Что происходит с березой когда дует ветер (она качается)
Ветер качает ветки березы и листья. Листья трепещут, шуршат. Сильный ветер качает ветки, срывает желтые листья- тогда бывает листопад.
Давайте покажем, как ветер раскачивает ветки с листьями и листочки падают с нашего дерева (дети качаются с поднятыми руками роняют листочки)
Игра *БЕРЕЗКА*
Сейчас мы с вами немного поиграем с березкой. Когда звенит бубен все дети бегают по участку. Когда я скажу *1,2,3- под березку беги--- все бегут под березку. (игра проводится 2 раза)
Все снова собираются под березкой.
Березка- живая: ветки, ствол, зеленые листья- всё живое. Неживыми становятся только желтые листья- они падают на землю и сохнут.
Как вы думаете, что нужно березке, чтобы она росла стройной, высокой?
Ей нужна вода- дождик льет, она пьет эту воду. Без воды березка засохнет. Березу надо оберегать: не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки.
Когда наступит зима, будет холодно, выпадет снег- березка станет другая.
Как вы думаете, какая будет березка зимой (выслушать ответы детей)
Когда наступит зима, мы снова придем к нашей березке и посмотрим, какая она стала.
Рядом с нашей березкой растет еще одно дерево. Подвести детей к рябине.
Знаете, как называется это дерево (это рябина)
У рябины есть…ствол. К нему тоже можно прислониться, обнять, погладить.
Какого цвета ствол (коричневый, темный)
У рябины есть…ветки.
Похожи ли ветки рябины на березовые (нет) У рябины ветки толстые и смотрят они вверх.
Что нужно сделать, чтобы посмотреть на верхушку рябины (поднять голову вверх)
Рябина высокая или низкая (тоже высокая)
Под рябиной можно спрятаться от дождя и от солнца.
А у рябины есть листочки (есть)
Почему листья рябины упали (они стали не живые)
Давайте возьмем по рябиновому листочку и посмотрим на них.
Какого цвета листья (коричневые, бурые)
Листья большие или маленькие (большие)
Положите листок на ладошку.
Поместился ли он на ладошке (нет, он большой)
У листочка есть веточка, а на нем много маленьких листиков и из них получился один большой.
Кроме листочков на рябине еще что-нибудь есть (ягодки)
Ягодки- маленькие кружочки. Весной, когда появляются листья, рябина начинает цвести. На её ветках появляются цветы, а потом, из этих цветков вырастают ягодки. Все лето ягодки зеленые, и лишь осенью они краснеют.
Как вы думаете, для кого рябинка выращивает свои ягодки (для птиц)
А я увидела на дереве красные ягодки, обрадовалась. Решила их попробовать. Послушайте, что из этого получилось.
Красную ягодку
Дала мне рябинка.
Думала, что сладкая,
А она, как хина.
Толи эта ягодка
Просто не дозрела,
То ль рябинка хитрая
Подшутить хотела.
Хотела я ягодку съесть, а она мне показалась горькой. А для птиц рябиновые ягоды самые сладкие.
Почему же на рябинке мало стало ягод (их склевали птицы)
Когда дует ветер, что происходит с рябиной (она раскачивается)
Давайте встанем под дерево и послушаем, как шумит ветер, шелестят листья.
Рябинка тоже живая: ветки, ствол, зеленые листья.
Как её нужно беречь (не стучать по стволу, не царапать кору, не ломать ветки)
Что нужно рябинке, чтобы она росла высокая, стройная, чтобы ягодки её созрели и стали красными (вода, дождик, солнце, тепло, земля)
Давайте поиграем с березовыми и рябиновыми листочками.
Когда я скажу *1,2,3- пару найди* нужно встать рядом с тем у кого такой же листок как и у тебя. Встать нужно только по два человека, парой.
Подул ветер, все листочки полетели (дети бегают по участку)
*1,2,3-пару найди*(каждый ребенок ищет себе пару)
Можно ли наш участок назвать *домом* для деревьев (да)
Участок-это *дом* для многих растений: деревьев, кустов, травы.
Они здесь растут, хорошо себя чувствуют, потому-что для их жизни есть всё: земля, в которой они растут, много воды, солнечного света и тепла.
Сейчас идет осень- день стал короче, становится холоднее, поэтому все растения готовятся к зиме. Зимой мы снова придем на наш участок в гости к березке и рябинке. Посмотрим, какими они стали и поможем им не замерзнуть зимой.