Ирина Ширшавина
Конспект урока в первом классе «Насекомые, их разнообразие. Наши маленькие соседи»
▼ Скачать
Познавательная задача: узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный.
Учебная задача: учиться отличать насекомых от других животных, находить их сходства и различия, выделять существенный признак.
Формируемые понятия: насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья); среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых.
Публикация «Конспект урока в первом классе „Насекомые, их разнообразие, Наши маленькие соседи“» размещена в разделах
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
УУД: умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (2-я часть) Поглазова О. Т., рабочая тетрадь (2-я часть); компьютер, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот книги на столе, а вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Важнее, без сомненья, нет предмета –
«Окружающий мир» - ведь это!
II. Актуализация знаний.
1. Распределить животных на группы (Слайд 2 - 3).
- Что же у нас получается? (Стрекоза осталась. Это животное не подходит по существенным признакам ни к млекопитающему, ни к птицам.)
- Предлагаю вам помочь нашей гостье и определить, к какой группе она относится (Слайд 4).
III. Открытие нового знания.
1. Загадки (Слайд 5-8).
- Представьте, что сейчас лето. Светит солнышко. И мы с вами оказались на лужайке. Сюда нас привела Стрекоза. Здесь мы можем познакомиться с друзьями и подружками нашей гостьи. Кто же они? Догадайтесь!
2. Определение существенных признаков.
- Найдите на разрезных карточках муравья, бабочку-крапивницу, пчелу, стрекозу, божью коровку, кузнечика и внимательно их рассмотрите.
- На что следует обращать внимание, чтобы объединять животных в группы? (На строение тела, чем оно покрыто, как размножается, чем питается животное и т. д.).
- Какой главный признак вы увидели? (Шесть ног.)
3. Знакомство с названием этой группы животных :
А) – кроссворд - с. 19 в рабочей тетради (задание № 12) (Слайд 9);
Б) - среди животных насекомые — самая многочисленная группа. Учёными многих стран собраны и описаны в книгах громадные коллекции насекомых, встречающихся во всех уголках Земли. Сейчас известно уже более миллиона различных видов, но есть и до сих пор не открытые насекомые. Не так-то
просто найти, увидеть и поймать их: они воистину маленькие непоседы, всё время бегают, прыгают, летают. Как знать, может быть, кто-то из вас в будущем станет зоологом и откроет миру ещё невиданных насекомых (Слайд 10, 11, 12).
4. Физминутка (Слайд 13)
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
IV. Первичное закрепление.
1. Выполнить задание № 13 в рабочей тетради.
- Сколько частей тела у любого насекомого? ( 3: голова, грудь и брюшко, причём голова отделена от грудки).
- Что еще интересного отметили в строении насекомых? (У них есть чувствительные усики, что к насекомым относят животных, у которых 6 ног, – это их основной существенный признак.
2. Рассмотреть рисунки (задание № 12) и найти ошибку художника. (Стрекоза нарисована с одной парой ног.)
- Дорисуйте стрекозе недостающие две пары ног. Обратите внимание на то, что все ноги у насекомых крепятся к груди.
3. Найти различия в строении насекомых (разная длина усиков, ног, количество и форма крылышек, длина брюшка и др., в способах их защиты (учебник, с. 45).
- Количество крылышек у насекомых разное. У мухи, например, два летательных крылышка, у бабочки – четыре. Ноги у насекомых состоят из отдельных члеников (это членистоногие животные, как и пауки). Дышат насекомые с помощью мельчайших трубочек – трахей, воздух в которые попадает через дыхальца, находящиеся на их брюшке. Звуки насекомые издают с помощью крыльев (вернее, колебания крыльев). От того, как часто машет насекомое крыльями, зависит высота звука. Чем чаще взмахи, тем выше звук (комар пищит, пчела жужжит, шмель гудит).
- Средства защиты у насекомых тоже разные (Слайд 14).
V. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним какие задачи перед нами стояли, решили мы их? Каким способом мы их решили, к какому выводу пришли?
Сравним наши выводы с текстом в учебнике (текст в рамке, с. 45).
VI. Рефлексия.
Продолжите предложение
«Я узнал»
«Я повторил»
«Я удивился»
«Я запомнил».