МААМ-картинки

Народная музыка и народные песни как средство в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Раннева Елена Юрьевна
Народная музыка и народные песни как средство в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста

«Народная музыка и народные песни – как средство в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Подготовила : музыкальный руководитель

ГБОУ СОШ СПДС «Колосок» Раннева Е. Ю.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство гражданственности и патриотизма, отношение к тому месту, где ребенок живет.

Я, молодой специалист по музыкальному развитию в нашем детском саду. Музыка для меня имеет огромное значение, так как мама моя всю жизнь поет в народном хоре, и с самого детства я слушаю народные песни в ее исполнении, и я так же большое внимание в своей работе уделяла народному фольклору. Проводя занятия по изобразительной деятельности всегда включала фоном народную музыку. Вечерами, без музыкального фона никогда не проходила свободная деятельность детей. Мои детки очень полюбили колыбельные песенки в моем исполнении. Укладывая деток спать, я напевала им колыбельки, и мои малыши очень хорошо под них засыпали. Знакомила родителей с малыми формами народного фольклора, в группе выкладывала рекомендации и сайты где можно прослушать с детками колыбельные песенки. Так постепенно прививая любовь к народному фольклору, мои воспитанники стали выступать не только на сценах нашего Дворца культуры, но и стали победителями и участниками в музыкальных конкурсах разного уровня.

С первых дней своей работы стараюсь в первую очередь придерживаться тесного контакта с воспитателями и специалистами. По моим рекомендациям воспитатели размещают в своих группах информацию о предстоящих праздниках и их подготовки. Кроме того я предлагаю воспитателям тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности с родителями. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей образовательной деятельности, как ее лучше преподнести. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

В ясельках я порекомендовала воспитателям познакомить родителей с сайтом «Мишкины книжки». На этом сайте можно и послушать колыбельные песенки, можно и самим родителям пропеть колыбельную по готовому тексту:

Как и во все времена, современные дети требуют бережного отношения, любви и ласки. Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Колыбельные песни, несущие свет и добро, в народной педагогике рассматриваются как обереги. Интересно, что материнские колыбельные имеются у всех народов. Значит возникли они не случайно, это социальная закономерность и даже необходимость. Колыбельные песни – бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом.

Например:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Стали люленьку качать.

Стали малышку усыплять.

Баю, баю, баиньки,

Прилетели галоньки.

Сели у качалоньки.

Стали галки напевать

И качалоньку качать.

Залогом успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого.

Воспитывая детей через приобщение к истокам русской народной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня использовать в моей работе деревянные ложки.

Во второй группе раннего возраста на празднике для наших любимых мамочек, мы с нашими малышами показали замечательное выступление с деревянными ложками. Родители с удовольствием участвовали в подготовке к этому мероприятию, почти все принесли ложки для нашего выступления. Детки научились под народную музыку «Барыня», держа ложки за ручки, ударять друг о друга тыльными сторонами черпаков – «щеками». Родители остались довольные от наших «ложечников».

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.

В средней группе, мы с воспитанниками поставили музыкальную сказку «Колобок на новый лад» с хорошим концом. Под народную музыку, с разным характером, приходили герои сказки выполняли действия, пропевали песенку для колобка и танцевали с колобком. В роли медведя был задействован неговорящий ребенок, и когда зазвучала громкая музыка для его роли, он так громко зарычал, что даже сам удивился этому. В конце сказки, когда все герои исполняли хоровод для колобка, «мишка» наш не мог отойти от роли, все рычал и рычал. Воспитатель была удивлена. Вместе с воспитателем мы продолжили работу с ребенком. Предложили родителям включать эту музыку и обыгрывать роль медведя. На индивидуальных занятиях мы с ним стали пропевать небольшие отрывки народных песенок, ему очень понравилась песня «Жили у бабуси». Когда он приходит на индивидуальные занятия мы в первую очередь прослушиваем эту песенку. С самого начала этой песни эмоции ребенка зашкаливают, он начинает двигаться на припев, хлопать и пытается подпевать.

Дети старшего возраста с огромным желанием поют народные песни с движениями, водят хороводы, играют в народные хороводные игры. По моим рекомендациям родители записали деток в Народный хор имени «Ю. Г. Мещерякова». Моя воспитанница стала победительницей в конкурсе «Я исследователь» с темой «Детское хоровое пение». Музыка своей Родины прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

Свои знания и умения они показывают на итоговых мероприятиях – музыкальных развлечениях и праздниках. А праздники и развлечения в нашем саду не заканчиваются никогда. Их любят не только дети, но и их родители. Совместная подготовка к праздникам и развлечениям – это залог здоровых и крепких отношений в семьях.

Праздники вносят в жизнь ребенка незабываемые эмоциональные переживания. Это вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры, приобщения к истокам русского народного искусства.

В середине января в нашем саду прошли народные гуляния «Святки». Главным героем на празднике была коза с угощеньями, расписными пряниками «козулями». Дети для нее исполнили народные песни «Как на тоненький ледок», «Ах, ты зимушка зима», танцевали под народную песню «Валенки», играли в музыкально-народную игру «Шла коза по лесу», катались с ней на «Каруселях».

При проведении тематических мероприятий таких как 23 февраля, 8 марта и многих других праздников обязательным дополнением включаю элементы народного фольклора - хороводы и частушки.

Сейчас в нашем саду во всю идет подготовка к «Масленице». И итогом будут «народные гуляния» и что за масленица без народной песни «Ой, блины, блины, блины», которую наши детки уже знают и поют с ранних лет.

Подводя итог всему вышесказанному, можно смело утверждать о том, что роль народной музыки и народной песни в патриотическом воспитании невероятно велика. Во –первых, они очень нравятся дошкольникам. Во – вторых, дети приобретают музыкальные навыки и умения, развивают свои творческие способности. И, наконец, в – третьих, язык музыки, как никакой другой вид искусства, проникает глубоко в сердце, в душу ребёнка, находя там эмоциональный отклик и заставляя переживать.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме,

поскольку считаю, что музыка прочно входит в быт детей и занимает значительное место в их жизни, а также играет важную роль в решение задач нравственно-патриотического воспитания.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народная музыка и народные песни как средство в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 ноября 2024 в 14:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная музыка и народные песни как средство в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Раннева Елена Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД