Мария Игонова
Народная культура в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Народная культура в детском саду»
Сейчас большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие обычаи они соблюдали? Чем украшали свой быт?
Ответить на эти и подобные вопросы—значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Так, мы, воспитатели детского сада под руководством
Публикация «Народная культура в детском саду» размещена в разделах
заведующей, посчитали необходимым донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Нами были отобраны следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы национального быта.
Всем известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка—развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Мы решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздали обстановку избы. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством теперь проходят в «избе» или «комнате русского быта». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок,
выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы посчитали, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
У нас накопился большой опыт по проведению обрядовых праздников. Составлено много конспектов занятий этих праздников. Все это постепенно сложилось в определенную систему. В «комнате русского быта» оформлен годичный праздничный круг.
Праздники проходят с шутками, прибаутками, частушками, загадками. Русский праздник-это всегда хлебосольный стол. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ : «Не красна изба углами—красна пирогами», «Чем богаты—тем и рады», «Какова хозяйка—таков и стол». Поэтому у нас стало традицией заканчивать праздники чаепитием с пирогами и блинами.
Знакомство с народным искусством.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, мы считаем очень важным знакомить с ним наших воспитанников. В комнате русского быта знакомлю детей со старинными предметами, игрушками, художественным ремеслом русских умельцев. Так проходили занятия по ознакомлению детей с русской матрешкой, с богородской игрушкой, с филимоновской игрушкой. С детьми проводятся занятия по ознакомлению с хохломской, дымковской, Городецкой, гжельской росписью.
У нас накопился некоторый материал по народно-прикладному искусству : вышивка, изделия, вязанные крючком, игрушки из глины, различные куклы. Оформлены папки по ознакомлению детей с народным творчеством, с русскими народными игрушками.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Но мы знаем, что народные игры как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством и поэтому мы должны сделать их достоянием наших детей. Поэтому на занятиях в комнате русского быта, на прогулке, на музыкальных занятиях мы с детьми стараемся как можно больше играть в русские народные игры. Дети с удовольствием играют в «Прялицу», «Яшу», «Жмурки», «Бояре», «Бабка-ежка», «Горелки»,
«Ручеек» и др.
Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе: показываем свистульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими как дудка, гусли, балалайка, гармошка, баян.
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа»—писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковекий.
Поэтому важным моментом в воспитательной работе нашего детского сада стало целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством, с некоторыми видами народно- прикладного искусства.