Илуза Арсланова
«Народная культура и традиции русского и татарского народов». Занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
март 2014г.
Виды НОД: Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, двигательная.
Тема: Традиции и культура русского народа.
Программа: «Мир открытий».
Возраст: Старшая группа.
Направление: Познавательно - речевое.
ООД: НОД
ИОО: «Коммуникативная», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье», «Чтение», «Труд», «Безопасность».
Форма проведения: Групповое.
Публикация «„Народная культура и традиции русского и татарского народов“, Занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Республика Татарстан
- Русские народные традиции и обычаи
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Цель: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Развивающая задача: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Обучающие задачи: Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; расширить представление детей о культуре русского и татарского народов; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской и татарской национальной кухне.
Планируемый результат позволяет знакомить детей со старинными обрядами, исконно русскими ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, фольклорным материалом, народными традициями русского и татарского народов.
Методы и приё мы: Словесные методы (рассказ воспитателя, вопросы к детям, слушание и объяснение, поощрение, индивидуальное обращение); наглядные методы (рассматривание, двигательная импровизация).
Наглядные средства обучения: Дидактические игры, изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.
Организация детей: Сидя на стульях (просмотр слайдов, беседа, стоя в кругу (дид. игра «Узнай на ощупь», стоя у стола (дид. игра «Какая каша»).
Индивидуальная работа: Раскрашивание раскрасок, индивидуальная беседа, рассматривание предметов народно - прикладного искусства.
Словарная работа: Рушник, русская утварь, обряд, гостеприимство, пасха.
Предварительная работа: Беседа о культуре и быте русского и татарского народов; знакомство с русскими и татарскими народными играми, пословицами.
СТРУКТУРА
В зал входят два воспитателя. Один в русском национальном костюме, другой в татарском национальном костюме.
(Звучат русская и татарская мелодии).
1Воспитатель: Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную
Приготовили для вас.
2Воспитатель:
Очень часто за событиями
И за сутолокою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Стали более привычны
Нам полёты на Луну.
Вспомним
старые обычаи!
Вспомним
нашу старину!
Коренная область расселения русского и татарского народов - Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство, объединяемое понятием Русь и Россия. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов (материал из энциклопедии).
У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. И сегодня мы поговорим о традициях, обычаях и культуре русского и татарского народов. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
(Предположения детей)
1Воспитатель:
Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. ( Например: русское гостеприимство, татарское) Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные : празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами, катанием на горках. А есть национальные татарские праздники. Это: Науруз, Сабантуй, Ураза.
А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России? А в Татарстане?
(Ответы детей)
Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие.
( Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу).
Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека ( Например: обряды свадебный, крещения). Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники.
Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.
Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами.
Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник
На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи, красили яйца (Крашенки, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались).
Посиделки устраивались в осенне-зимний период. Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.
Сборы (хороводы) - летнее развлечение молодежи на околице деревни, на берегу реки или у леса. Плели венки из полевых цветов, играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.
Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали: русская печь в избе, красный угол в русской избе, посуда.
Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов. Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники, из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки, ивы (ивняки, вяза (вязовики, березы (берестянники, дуба (дубовики, из тала (шелюжники, из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны, из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники, и даже из соломы (соломенники).
2Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай, татарские пельмени, кыстыбый и другие блюда.
(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)
1Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (овощи)
2Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что ещё любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“Наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“С трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
1Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На столе баночки с крупами)
2Воспитатель: Назовите крупы.
1Дидактическая игра: «Какая каша?»
(Из манки – манная, из пшена – пшенная.)
Итог занятия :
2Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях. Традиций у русского и татарского народов очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские и татарские традиции они помнят и соблюдают.