Нина Анатольевна Румянцева
Народная игрушка как средство развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка как средство развития детей раннего возраста.
Жизнь маленького ребёнка в условиях большого города открывает как массу преимуществ и возможностей для его всестороннего развития, так и ряд отрицательных факторов. Всё чаще педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают снижение показателей психического и физического развития детей. Анализ результатов мониторингов, изучение медицинских карт, анкет, опросов и бесед с родителями позволяют сделать печальный вывод, что причиной снижения показателей психофизического развития детей раннего возраста является тенденция семей не столько заниматься развитием ребёнка, сколько найти, чем бы его занять. Поэтому следует сказать об игрушках, тормозящих развитие ребёнка.
Публикация «Народная игрушка как средство развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности, но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. В случае с электронными игрушками нажатие на кнопки обманывает понимание. Малышу не остаётся места для деятельности, для его представления, фантазирования и преобразований. Казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребёнок увлечённо играл с нею часами, но через непродолжительное время интерес иссякает и игра уже не приносит прежнего удовольствия.
Также огромное значение имеет материал для изготовления игровых средств. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов, слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов – гармоничны: чем они больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребёнка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму.
Взаимодействуя с природными материалами, ребёнок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой.
Какие же народные игрушки должны быть в группах раннего возраста?
Матрёшка. Развивает логическое мышление, пространственное воображение, крупную и мелкую моторику, координацию движений рук.
Пирамидки. Влияют на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики мышления, знакомит с цветом.
Конструктор «Паровоз». Развивает мелкую моторику рук, координацию движений, пространственное и логическое мышление, помогает изучать геометрические фигуры, освоить начальный счёт.
Волчки. Развивают мелкую моторику и дифференциацию движений пальцев рук, развивают внимание и подражание.
Бирюльки. Старинная семейная игра. Ребёнок учится взаимодействовать с другими игроками, соблюдать очерёдность. Малыш учится распределять и концентрировать своё внимание, развивается память ребёнка, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкая моторика рук.
Сортер. Суть игры в том, что геометрическая форма помещается в основную часть игрушки. Ребёнок изучает геометрические формы и цвета, развивает мелкую моторику, пространственное восприятие, логику, память, внимание.
Бочонки. Бочонки складываются один в другой по принципу матрёшки. Ребёнок учится различать цвета и размеры.
Волшебный мешочек. Ребёнок знакомится с парными геометрическими фигурами, развивает осязание, тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами. Тренируются процессы мышления (сличение, классификация).
Шнуровки. Игра бывает в виде яблока, апельсина, груши, гриба, помидора, кусочка сыра. Развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.
Деревянные наборы посуды. Способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает руку к какому – либо предмету – орудию. Это бытовые предметы: ложки, чашки, тарелочки.
Бусы для нанизывания. Игра формирует целеустремлённость и настойчивость. Ориентация на результат способствует становлению целенаправленности.
Наборы деревянных фигур, изображающих героев известных сказок, людей, диких и домашних животных развивают речь, понимание каких – либо объектов, событий.
Кубики. Развивают мелкую моторику, сенсорику, координацию движений, геометрические формы, основные цвета. Ребёнок учится конструированию – осваивает строительство башен.
Звучащие блоки и шары. Развивают слуховое восприятие, учат различать фигуры по форме и цвету, различать звуки, сравнивать и обобщать.
Наборы «Стучалка» и «Гвозди – перевёртыши». Развивают концентрацию внимания и мелкую моторику.
Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок развивают координацию движений, мелкую моторику, творческие способности, развивают активную речь.
Таким образом, развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно народные игрушки. Игровое обучающее и развивающее взаимодействие с ними необходимо как в дошкольном учреждении, так и регулярно в семье.
Народная игрушка имеет несколько особенностей.
Одной очень важной особенностью народной игрушки является то, что фигурка кроме внешней воспринимаемой стороны, имеет внутреннюю, т. е. содержание образа. Образы животных, женщин, всадников имеют глубоко содержательный художественный язык. Женская фигура олицетворяла силы плодородия Земли, конь считался слугой Солнца и приносил людям благодать, птицы несли свет, тепло, радость и счастье. Медведь был символом могущества, козёл – доброй силы, покровительствовал урожаю. Баран, корова, олень были символами изобилия, удачного брака. Мотивы росписи также имеют своё истолкование. Круги, кресты, кольца ромбы – это солнечные знаки, издавна живущие в народном искусстве. Круг может символизировать дневной и годичный бег солнца вокруг «матери сырой земли», а крест, что солнце светит на весь вольный свет, на «четыре сторонушки» и все времена года от него зависят. На женских юбках могут быть наведены эллипсы, очертанием своим напоминающие семена хлебных злаков, мотивы колосьев и веточек растений – символов весны и плодородия.
Другой важной особенностью является то, что эти игрушки используются на протяжении всей жизни, событиях и фактах, которые имеют значение для каждого человека: рождение ребёнка, сельскохозяйственная работа, народные праздники и т. д. Мудрым и наблюдательным был народ и создавал для каждого возраста свои забавы с учётом особенностей детского развития.
Сначала появлялись трещётки и погремушки, затем каталки на палочках, помогающие ходить. Мячи, луки тренировали ребёнка в меткости и ловкости; волчки и кубари открывали первые тайны механики. Дудки, рожки, сопелки, свирели, свистульки приобщали детей к музыке.
Ещё одной особенностью народных игрушек является то, что они лишены обыденности, повседневности и потому праздничны. Условность формы делает эти игрушки универсальными, легко обратимыми в детских руках. Ребёнок мог не только играть с ними, но и стремился сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству и в этом одно из главных достоинств игрушек.
Какие же бывают формы совместной деятельности взрослых и детей по ознакомлению с народными игрушками?
Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества как любознательность. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать (собирать башенки, складные мисочки, матрёшек, возводить несложные сооружения из кубиков). Детей привлекает красочность народных игрушек (башенок, матрёшек, неваляшек, разборных шаров и т. д., забавность действий с ними. Одной из основных задач, стоящих перед родителями и воспитателями групп раннего возраста является проведение игр – забав, которые призваны вызвать у детей радостное оживление, расширить поводы для возникновения у них эмоционально – положительных состояний, обогащать их эмоциональные переживания. Ребёнок в таких случаях весело и непосредственно радуется.
Игры – развлечения с детьми раннего возраста желательно проводить ежедневно от 1 до 5 минут. Обязательным условием является предоставление им в свободное пользование той игрушки, с которой дети действовали под руководством взрослого. По истечении определённого времени, когда дети утратят интерес к игрушке, педагог может убрать её из группы, а затем вновь использовать для проведения игр – забав с ней.
Освоение содержания народной игрушки наиболее полно осуществляется в специальных видах ситуаций: ситуации ознакомления с народной игрушкой и свободной игры с ней; ситуации творения игрушки – образа и реальной игрушки, ситуации вовлечения народных игрушек в игровую деятельность;
ситуации дарения игрушек. Эти ситуации способствуют пробуждению интереса к народной игрушке, знакомству с историей возникновения и развития народной игрушки, с назначением игрушек в жизни людей, с духовным содержанием творчества детей, для проигрывания разнообразных социальных ролей, для дарения самостоятельно сделанных игрушек, проведения выставок, ярмарок, возникновения Музея игрушки. Совокупность всех видов ситуаций меняет жизнедеятельность ребёнка и позволяет узнать себя и окружающий мир.
Виды народного декоративно – прикладного искусства.
1. Богородская игрушка. Село Богородское находится недалеко от города Сергиев Посад Московской области. Богородская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (берёзы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность. Это игрушки – шутки, и интересны тем, что они с движением. Игрушки приводятся в движение так просто, что малыш очень скоро сам овладеет действиями с ней (кормить курочек, качать медвежонка). Для того, чтобы богородская игрушка стала достоянием культуры и важным средством развития ребёнка – дошкольника, был специально подобран комплект из пяти игрушек : «Медведица качает медвежонка на качелях», «Медведица купает медвежонка», «Затейница» (белочка раскалывает орех, «Заяц с морковкой», «Птичий разговор».
2. Климовская игрушка. Юг Подмосковья издавна славился мастерами – кустарями токарной деревянной игрушки. Материалом служила древесина лиственных и хвойных пород – липа, берёза, сосна. Ассортимент изделий обширен: игрушечная кухонная утварь, вкладные чашки, различные пирамидки, кегли, яйца, свистульки, каталки и др. Педагогическая ценность климовской деревянной игрушки состоит в том, что она вносит много радости в жизнь детей раннего возраста. В первую очередь это относится к игрушкам – забавам. Игрушки привлекают своей наивной непосредственностью, праздничностью, буйной красочностью и радостным восприятием мира. Особенно радуют маленького ребёнка климовские игрушки своим основным секретом – неожиданным движением. Для решения наибольшего количества общеразвивающих задач были отобраны следующие игрушки :
- «Бычок» со смешными маленькими рожками и колокольчиком на шее – герой популярного и любимого стихотворения А. Л. Барто. Этот замечательный бычок «поставлен» мастерами на колёсики и малыш сможет водить его за собой на верёвочке;
- «Паровозик» - это и каталка, и конструктор, и очень забавная и красивая деревянная игрушка. Также в комплект включены игрушки – дергунчики : Буратино, Петрушка, зайчик, петушок.
Для работы с детьми раннего возраста могут использоваться все игрушки комплекта, но в определённой последовательности, с учётом развития восприятия и познавательной активности ребё нка: от игрушек- каталок к игрушкам – дергунчикам, а затем к богородским игрушкам с движением.
3. Федосеевская топорная игрушка. В деревне Федосеево Нижегородской области делают деревянную игрушку и называют её «топорщина», «щепной товар». Топором кололи чурочку и тесали её. Отсюда и название. Игрушки делали самые разные : лошадок с повозками, каталки, карусели, молотки, меленки, лодки и много ещё чего. Эти игрушки опускают целиком в раствор жёлтого цвета (анилиновые краски). Они приобретают ярко – жёлтый цвет, оттого и получаются солнечными и весёлыми. После сушки на игрушке рисуют карандашом простой узор - веточку с цветком и листьями. Потом цветы расцвечивают алой краской, а листья зелёной. Роспись дополняется усиками – велюрками.
4. Полховский Майдан и Крутец. В Нижегородской области из берёзы и липы делают яркие расписные игрушки – тарарушки. Это матрёшки и кони – тройки. Вытачивают игрушку в основном из липы. После сушки изделие «крахмалят» - 2-3 раза обтирают её руками крахмальным клейстером. Затем металлическим пером наводят орнамент – огромные пятилепестковые цветы. Матрёшек расписывают от руки свободным кистевым приёмом. Роспись нарядная, весёлая. Используются 4-5 основных цветов: жёлтый, алый, голубой, фиолетовый и чёрный. Ритмично чередуются тёмные и светлые тона. Игрушку вытачивают на токарном станке. По видам росписи матрё шки подразделяются на 3 вида: загорских (в росписи используются традиционные элементы русского наряда, семёновских (используются яркие декоративные цветы) и полховско – майданских.
5. Филимоновская народная игрушка. Это яркая, весёлая игрушка – свистулька, которую как забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Тульской области. Персонажи игрушек многообразны : это нарядные барыни и солдаты, всадники, животные – олени, бараны, коровы, кони, птицы. В отличие от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлинённые пропорции фигурок с небольшой головкой. Роспись похожа скоропись: линии, штрихи разной толщины. В украшении используются геометрические элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники. Роспись наносится на естественный цвет глины. Используются краски малиновая, зелёная, жёлтая, реже – синяя и фиолетовая.
6. Каргопольская глиняная игрушка. Лепят в городе Каргополе Архангельской области. Игрушка выразительная, интересная, крестьянская передаёт народный быт Русского Севера. В ней сохранилось что-то от древних идолов. Это по-крестьянски коренастые фигурки людей, а также фигурки, изображающие животных и птиц. Лепят игрушки из красной глины, а после обжига в печи и побелки фигурки раскрашивают. Для росписи характерны неяркие цвета – серый, розовый, зелёный, сиренево-синий, бирюзовый, коричневый, жёлтый, оранжевый, красный, гамма сдержанная. Орнамент состоит из прямых и косых крестов, поперечных полос, овалов, пятен и зубцов. Это символические знаки, древние следы культа солнца и земли.
7. Тверская игрушка. Город Торжок Тверской области – родина тверской игрушки или ещё её называют калининской. Образы тверской игрушки – птицы, животные, женские фигурки. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки – капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в 2-3 слоя. Большой мазок украшается мазками поменьше другого цвета и точкой. Сочетание цветов разное – голубой, синий, жёлтый, оранжевый, красный, тёмно-красный, коричневый, зелёный, немного чёрного и главный цвет – белый, жемчужинки – белые точки.
8. Дымковская игрушка. Лепили эту игрушку в Дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки, переименованного позже в Киров. И называли эту игрушку – то дымковская, то вятская, то кировская. По преданию, промысел возник в связи с древним праздником Свистунья – на берегу реки Вятки, для чего и делали длинными зимними вечерами глиняные свистульки. Лепили фигурки барынь, кавалеров, всадников, птиц, животных. Излюбленными образами являлись сказочные необычные индюки с расписными хвостами, петухи. Лепят фигурки из красной глины, после обжига покрывают белым цветом. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Орнамент ритмичный, чётко прослеживается чередование полос, кругов и колец. В росписи используется только 5 элементов: круг, прямая и волнистая линии, точки – горошины и клетки. Составляют элементы дымковского орнамента разнообразные варианты узора. Дымковская игрушка самая яркая и нарядная из всех русских глиняных игрушек. Её белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Роспись весёлая, жизнерадостная. Почти в каждой игрушке присутствует чёрный цвет (рога и копыта у животных, украшения из точек и чёрточек). Очень любят дымковские мастерицы украшать игрушки золотом, наклеивая кусочки на шляпу, муфту барыни, на фигурки животных и птиц.