Елена Заикина
Развлекательное занятие «Национальная одежда коренных народностей Кузнецкого края» в рамках подготовки к 300-летию Кузбасса
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: развлекательное познавательное занятие «Национальная одежда коренных народностей Кузнецкого края»
Цель: Закрепить знания о коренных народах родного края, об особенностях их национальной одежды.
Задачи:
-закрепить умение соотносить вид одежды с полом;
Публикация «Развлекательное занятие „Национальная одежда коренных народностей Кузнецкого края“ в рамках подготовки к 300-летию Кузбасса» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
-упражнять в определении предметов одежды в сравнении с современной одеждой ;
-учить находить отличительные особенности в конструкции костюмов, узорах, орнаменте;
-активизировать в речи детей название элементов одежды;
-воспитывать у детей интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края.
Оборудование: Посылка, в которой две куклы (девочка и мальчик) с наборами национальных костюмов коренных народов Кузбасса : телеутов, шорцев, сибирских татар и калмаков. Письмо «очень древнее». Видеоролик «Почтальон с посылкой», карта.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель:
Добрый день! Ребята, к нам заходил очень странный почтальон и принёс посылку, его видеокамера засняла. (Просмотр видеоролика, на котором почтальон (на сумке надпись «Почта Сибири»)в меховой шапке, халате, подпоясанный кушаком, принес мешок, из него достал посылку и искал в группе место, куда её поставить, играл с игрушками (ускоренный темп, веселая музыка, ролик обрывается). Совсем непонятно куда же он её поставил. Сейчас мы вместе проведем расследование, где посылка, а самое главное для кого она?
(Начинаются поиски посылки. На самых видных местах положить посылки пустышки, после очередного просмотра, воспитатель восклицает: «Нет, эта, видимо, не она! Продолжаем поиски.»)
Последним нужно найти мешок с посылкой.
Воспитатель: Вот она! Тут даже есть письмо. Читает письмо. «Для умных и внимательных детей». Вы умные? ( Дети: «Да!», вы внимательные? Дети: «Да!». Хорошо, рассаживаемся и слушаем письмо.
«Дорогие мальчики и девочки! Я немного заблудился и попал в ваше время. Мне пора возвращаться, я должен передать эту посылку для очень любознательных, воспитанных и умелых детей. Очень надеюсь, что вы сможете открыть посылку, аккуратно всё достать, и обязательно всё исполнить, иначе я не смогу добраться домой. Если вы исполните правильно задание – зазвучит колокольчик»
С низким поклоном. Почтальон Кузьма.»
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем Кузьме.
2. Основная часть
Первый слой посылки (загадки)
Воспитатель загадывает загадки из посылки.
Бабушка любит этот наряд,
Много цветастых на полке лежат. (Халат)
У девчонки на макушке,
Бабочка сидит,
И косички сторожит. (Бант) ***
Рюшки по низу висят.
Есть бретельки на плечах.
Впереди большой карман,
Я одела (сарафан)
Я не целая, как платье,
Только половинка.
Узкая, широкая,
А бываю длинная. (Юбка)
И ни брюки, ни штаны,
А летом всегда нужны. (Шорты)
Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая (рубашка)
В стужу зимой плотная фуфайка,
А летом в жару легкая (майка)
Холода-то осенью не шутки,
Надеваем, дети, (куртки)
Санки я возьму,
И гулять пойду.
Не боюсь я вьюгу,
Я надену (шубу)
Воспитатель : Ребята о чем были загадки! Молодцы! Правильно. Загадки были от Кузьмы про одежду. А какие виды современной одежды вы знаете? ( Дети перечисляют: футболка, джинсы, платье и т. д.) – звучит колокольчик.
Воспитатель: Мы правильно выполнили первое задание.
Второй слой посылки (История в картинках)
(достает карту)
Воспитатель: Нам Кузьма оставил напоминание с вопросом. В следующем 2021 году Кузбассу исполнится… сколько лет? Правильно, мы будем отмечать 300-летний юбилей нашего края. На территории нашей области живут народы разных национальностей : русские и белорусы, украинцы и татары, узбеки, таджики, немцы и другие народы. А еще есть народности, которые издревле, то есть очень-очень давно живут на территории нашего края. Их называют коренные народы. В нашей области их четыре группы (разворачивает карту Кузбасса, на которой изображены места проживания коренных народов области). Кузьма предлагает их вспомнить: итак, у нас живут: ближе к югу области живут шорцы и телеуты, на северо-западе калмаки и на севере сибирские татары. Это малочисленные народности, но они чтут свою культуру (звучит колокольчик). Мы правильно перечислили народности.
(Веселая физкультминутка)
Воспитатель (достает из посылки длинные кушаки и платочки) .
Читает записку от Кузьмы:
«Надо умным быть, отважным,
но здоровым тоже важно.
Встали детки дружно в ряд,
Поиграть я с вами рад!»
(физкультминутка)
Задание: две команды соревнуется, кто быстрее повяжет платочки и по очереди намотает длинные кушаки. Побеждает дружба. Всем вручаются шоколадные медальки (Звучит колокольчик).
Третий слой посылки (Наряди куклу правильно)
Воспитатель: Вы не забыли, мы должны завершить все четко и правильно, чтобы Кузьма попал домой. Пора открывать последний слой. (Достает куклы и национальную одежду коренных народов Кузбасса.)
Ребята, давайте определим, где одежда для мальчиков, где для девочек. Разделимся на четыре группы (каждая группа определяет, где, чья одежда, воспитатель помогает). Молодцы! А теперь, начнем одевать наши куклы. Мы сравним национальную одежду сначала шорцев и телеутов, а затем сибирских татар и калмаков. (Дети из групп надевают на кукол наряды, воспитатель называет правильное наименование одежды. Дети сравнивают элементы национальной одежды : головные уборы, обувь, платья, находят явные различия и похожие наряды.)
Первая пара.
Телеуты:
Женская одежда : платье «кунек», пояс «кур», праздничный халат «чиймек», конические шапки, ,нагрудник «тошток»
Мужская одежда : штаны, рубашка, отороченная мехом шапка, сапоги.
Шорцы:
Женская одежда : платье «кунек», сапоги «удук», распашной халат «кендыр», украшения: бусы, ожерелья.
Мужская одежда :
Рубаха, штаны, калоши «чарых», шапка меховая.
Вторая пара.
Сибирские татары:
Женская одежда : Шаровары, рубашка «кулмек», платье, безрукавка (жилет «камзол», нагрудник «изю», шапочка «Калфак, головная повязка «сарауц», украшения.
Мужская одежда : штаны «ыштан», рубашка, жилет «камзол», тюбетейка, зимой на тюбетейку надевалась меховая шапка
Калмаки:
Женская одежда : платье, шапочка удлиненная, камзол (безрукавка, сапоги
Мужская одежда : рубаха, штаны, камзол, тюбитейка
(Каждая группа фотографируется возле одетых кукол.). Звенит долгий колокольчик. Звучит удаляющийся голос «Спасибо детки, я дома, до свидания!»
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята, выполнили все задания, помогли Кузьме попасть домой. Как вы думаете, отличается ли национальная одежда коренных народов нашего края от современной одежды?
Правильно отличается, но она тоже очень красивая, нарядная. В наше время национальную одежду многие народы надевают по праздникам. Некоторые виды одежды дошли до наших дней, но об этом в следующий раз.
Список используемых интернет ресурсов.
1. https://posibiri.ru/korennye-narody-kemerovskoj-oblasti/
2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/istoriya/2013/12/15/odezhda-korennykh-zhiteley-kuzbassa