Ольга Лебедева
Наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие пункты Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Они помогают успешно решать задачи, направленные на формирование у детей представлений об окружающем мире и изменениях, происходящих
под влиянием естественных причин и деятельности человека.
Публикация «Наблюдение как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе в условиях ДОО» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2023
Изучение сезонных явлений в природе стимулирует развитие любознательности, познавательной мотивации, интересов и действий,
обеспечивает становление сознания, формирует правильные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Дети 5–7 лет очень любознательны, им интересно всё новое и необычное. Они уже могут устанавливать связи между предметами и явлениями, ставить перед собой задачу и выполнять её. Если учесть эти особенности при организации наблюдения, то оно будет восприниматься воспитанниками не как скучное занятие, а как участие в исследовании удивительного окружающего мира.
Методологический аппарат исследования представлен в тексте ВКР.
Природа своим разнообразием, новизной вызывает у детей чувство удивления, радости, восторга, желание узнать больше – все это побуждает детей передавать свои мысли, чувства в рассказе, описании какого-либо объекта или явления, т. е. дети, учатся рассуждать, рассказывать и описывать все то, что их окружает.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой, можно организовать с помощью занятий. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми. Также используются в детском саду средства при ознакомлении детей с природой, можно организовать с помощью чтения художественной литературы и просмотра иллюстраций. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные) .
В рамках ознакомления с природой большое место занимает ознакомление детей дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе.
Одним из ведущих средств, используемых при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой, является наблюдение.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний.
В процессе организации наблюдения в ДОО у детей развиваются память, формируются более сложные знания, совершенствуются коммуникационные навыки, во время общения с природой дети испытывают радость и удовольствие, возможность видеть её красоту, усваивают правила поведения в природе, концентрируют внимание на изучаемом объекте, а также формируется положительное эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.
Изучая наблюдение как познавательный процесс, Т. А. Васильева выделяет следующие его структурные компоненты, соблюдение которых при организации процесса наблюдения обеспечивает его результативность [15].
1 компонент - подготовительный этап. Его целью является стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. На данном этапе целесообразно использовать такте приемы как, краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний, обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций, подготавливающих детей к содержательному восприятию объекта, предмета или явления. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует, если это необходимо, задание детям. Например, введение игрового персонажа.
2 компонент - этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Целью его является поддержание познавательного интереса, который был вызван еще на первом этапе, чему будут способствовать используемые педагогом сюрпризные моменты, или познавательное задание. Необходимо отметить что по времени данный этап очень непродолжителен всего, 2-3 минуты. Например, загадать загадку о наблюдаемом объекте.
3 компонент - основной этап. Самостоятельное наблюдение за предметом или объектом. Данный этап самый длительный по времени. Он состоит из трех частей: целостное восприятие предмета или явления, целостное обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации, вторичное целостное восприятие объекта. Например, детям предлагается рассмотреть объект самостоятельно и выявить у него какие-либо признаки.
4 компонент – заключительный этап процесса наблюдения. Его цель – закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, выделить то новое, что они узнали о наблюдаемом объекте, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Например, с помощью беседы выяснить у детей то, что они усвоили в ходе наблюдения.
Мы пришли к выводу, что детей старшего дошкольного возраста учат расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы, знакомят с таким природным явлением, как туман, расширяют и обогащают знания детей о весенних изменениях в природе, также детей старшего дошкольного возраста учат замечать приметы осени,
обогащают представления детей о сезонных изменениях в природе, учат замечать изменения в уголке природы, также мы проанализировали программы «Детство» и «От рождения до школы», более благоприятной для старшего дошкольного возраста является программа «От рождения до школы», потому что она наиболее содержательна в изученном нами вопросе, в ней более конкретно описаны все задачи для каждого возраста. Задачи усложняются в зависимости от возрастной группы.
Разнообразие объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок требует использования разнообразных форм, из которых одним из наиболее важных является наблюдение.