Алевтина Микушина
Занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей разновозрастной группе «Мы разные, но дружные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей разновозрастной группе.
Составила: Воспитатель Микушина Алевтина Нурмухаметовна, МБ ДОУ «Атняшинский детский сад» д. Атняшка.
Программное содержание:
Познавательная деятельность. Закрепить знания об удмуртской и русской национальной культуре. Способствовать выразительности речи детей.
Коммуникация. Развивать коммуникативные умение, положительных эмоции, радостные чувства от общения.
Публикация «Занятие по реализации национально-регионального компонента в старшей разновозрастной группе „Мы разные, но дружные!“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Воспитывать доброжелательные отношения к удмуртскому и русскому народу, воспитывать дружеские и уважительные отношения в группе. .
Художественное творчество. Упражнять в умении самостоятельно подбирать цвета, исходя из особенностей колорита удмуртского и русского орнамента. (узора)
Предварительная работа: Знакомство детей с историей и народным прикладным искусством русского и удмуртского народов. Вырезание орнаментов для аппликации фартуков и рубашек русского и удмуртского народов. Разучивание удмуртской песни «лымы тодьы» разучивание стихотворения «я - русская» Людмилы Поляна., «кто бы ты не был.» Сергея Верещагина с детьми подготовительной группы
Материал: Национальная одежда, образцы национальных орнаментов, природа; оборудование для аппликации ножницы, клей, салфетка, кисточка, заготовки фартуков и рубашек удмуртского и русского народа. Готовые полоски для орнаментов.
Ход :
Воспитатель: Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим. Нам сегодня радостно и весело, потому, что мы встречаем гостей, как говорится в русской пословице «доброму гостью -хозяин рад». К нам пришли гости удмурты - .это наши родители. (две мамы одеты в удмуртский национальный костюм, с ними за руки заходят их дети подготовительной группы)
1 мама: Мы- удмурты и наша родина Удмуртия. Хотя мы живем здесь, но про свой край не забываем. Это красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии.
2 мама: мы доброжелательные, бережливые люди. Добрые и вежливые слова:
зеч бур – здравствуйте, зеч луэ – до свидания, тау – спасибо.
Ребенок: Народные умельцы Удмуртии делают ювелирные изделия из золота и серебра, катают валенки и шьют шляпы, красиво вышивают, режут по дереву, делают гончарные изделия. В украшении изделий используют рисунки деревьев, зверей и солнца; геометрические узоры, главный элемент орнамента – ромб. (показ)
Ребенок. Распространенное кушанье – каша (жук, пельмени (пельмянь, овсяной кисель, ржаной хлеб.
(мама) : мы хотим вам загадать наши удмуртские загадки:
* У железной мышки два хвоста. (иголка)
* Желтый клубок за белым скок. (лиса и заяц)
* На привязи лошадь жиреет. (веретено)
Воспитатель: Давайте поиграем в любимую игру удмуртов- «Водяной». Как «Водяной» по удмуртский?
Дети: «Ву мурт».
Игра: Водяной (By мурт)
Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Воспитатель: Вот какая интересная игра у удмуртов. Вам ребята понравилось?
А еще дети посмотрите какая красивая одежда (рассматривание одежды, мамы показывают и рассказывают орнамент одежды.)
Ребенок: Сергей Верещягин.
Кто бы не был -удмурт или русский,
Все мы одна и большая семья
Славься в веках, край родной наш удмуртский.
Благословенна будь, наша земля.
Воспитатель: Дети посмотрите к нам еще пришли гости и они такие нарядные (заходят дети старшей группы и 2-е мамы одеты в русский национальный костюм, за руку ведут своих детей).
Здравствуйте, мы- русские, вежливый, гостеприимный и доброжелательный народ. Вежливые и добрые слова:
здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.
Мама в русском костюме
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.
Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. (показ картин)
Ребенок: У нас свои традиции и обычаи, своя национальная кухня. Некоторые из национальных закусок самые распространенные: русский винегрет, холодец, заливная рыба, соленая сельдь.
Наши праздники : масленица, пасха, рождество, красная горка, крещение.
Ребенок подг. группы читает стихотворение «Я- русская» Людмила Поляна.
Я – русская. И в нации моей
В одну – десятки собраны кровей.
В предании веков живут со мной:
Степей монгольских раскалённый зной,
Воинствующих крестоносцев бич
И русских витязей победоносный клич.
Персидских пленниц непокорный нрав,
Раздолье песенное киевских дубрав,
Бунтарство синих северных морей
И сила белорусских тополей,
Прибалтики порывистость ветров,
Поля Руси, нектар её цветов,
И соки трав, и тишина глуши…
Вот в чём загадочность моей души.
Воспитатель:
Все дети любят игры. Игра помогает вам расти ловкими, смелыми, умелыми.
Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?
(да)
русская народная игра «Горелки».
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
(играют вместе с родителями)
Воспитатель:(Посмотрите какая нарядная одежда рассматривание русской одежды, родители показывают и рассказывают орнамент. (узор)
Воспитатель: Мы рады нашим гостям. Вот видите в нашей группе живут разные по национальности дети, удмурты и русские, но мы живем дружно. И все одинаково плачем, смеемся, любим, петь и танцевать, ходить в детский сад, любим,бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься спортом и играть в разные игры.
Воспитатель: Давайте споем все вместе удмуртскую песню «лымы тодьы» родители поют, дети помогают.
А сейчас я предлагаю своими руками сделать друг другу подарки.
Вы согласны со мной? (Да)
(Украшают узором удмуртский и русский фартуки и рубашки, старшей группе помогают родители. Готовые работы дарят друг другу, девочкам фартуки, мальчикам рубашки).
Воспитатель: Как русские благодарят (спасибо, удмурты – (тау)
А сейчас я хочу вас пригласить на веселый перепляс.
Звучит русская народная музыка, после звучит удмуртская музыка к пляске «топотушки»
Дети вместе с родителями пляшут.
Воспитатель. Пусть нашей дружбы хоровод танцуется повсюду,
Пусть праздник в гости к нам идет и счастье дарит людям!
Песня «большой хоровод»(поют все сидящие родители и гости)
воспитатель: что на свете всех сильней?
Все: дружба!
Воспитатель: ну, а что всего нужней? (дружба)
Воспитатель: что всего дороже нам? (дружба)
Воспитатель: главная награда нам: (дружба)
Воспитатель: правильно и конечно мы все умеем дружить. Сегодня мы с вами познакомились с какими национальностями (удмуты, русские)
Чем они отличаются (языком, своими обычаями, национальной одеждой.)
Правильно,не по цвету, кожи и волос мы судим о человеке, а по его делам и поступкам. Добрые дела – значит и человек добрый, хороший, достойный уважения. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Каждый из вас – радость для всех. Каждый из вас – это маленькое чудо! Спасибо вам за то, что вы есть и спасибо за этот прекрасный вечер нашим родителям!
Чаепитие