Татьяна Вадимовна Зыбина
«Мы идем в первый класс». Методическая разработка по подготовке родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Наступает важный этап в жизни дошкольников и его родителей. Ребенок становится взрослее и переходит на новую ступень – идет в первый класс. Этот период является волнительным не только для детей, но и для взрослых. Адаптация к новым условиям проходит по-разному. Кто-то спокойно отпускает ребенка в «свободное плавание», а кто-то продолжает контролировать детей, совершенно не давая вариантов для проявления самостоятельности. От настроя родителей зависит то, как пройдет адаптация у ребенка. Если взрослые нервничают и переживают, то с большой долей вероятности адаптационный период у детей затянется. А если родители психологически готовы вновь вернуться в школьное время и радостно отправляют ребенка в первый класс, то и адаптация пройдет легче и гораздо быстрее.
Публикация «„Мы идем в первый класс“, Методическая разработка по подготовке родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Данная методическая разработка направлена на психологическую подготовку родителей будущих первоклассников. Все материалы позволят не только успокоить переживающих взрослых, но и помочь им положительно настроиться на новый этап в жизни каждой семьи.
Так как преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой в нашей стране практически отсутствует, дети не могут незаметно пересесть из-за маленького детского столика за настоящую школьную парту. Для того чтобы детям было проще адаптироваться к новым условиям необходимо объединить усилия двух значимых для него социальных структур: семьи и детского сада. В рамках реализации данной разработки предусмотрена совместная работа родителей и воспитателей, направленная на подготовку родителей будущего первоклассника.
Цель:
Создание условий для сотрудничества воспитателя и семьи в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
Задачи:
• Познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста (подготовительная группа)
• Подготовить родителей к новой роли: родитель ученика
• Формировать осознанность родителей в грамотной целенаправленной подготовке к школе
• Способствовать партнерскому общению между родителями и детьми
• Развивать позитивное отношение у родителей и детей к школе
Основные принципы:
• Доступность. Все родители могут воспользоваться предложенными материалами.
• Добровольность. Работа проводится только в рамках добровольного сотрудничества.
• Заинтересованность. Не только родители, но и воспитатель должен быть замотивирован на взаимодействие с семьей.
• Тактичность. Общение выстраивается в форме диалога и полном отказе от критики.
Предполагаемые результаты:
1. Профилактика школьной дезадаптации у детей и родителей будущих первоклассников
2. Установление эффективных взаимоотношений между воспитателем и семьей воспитанника
3. Привлечение родителей для участия в мероприятиях
Содержание (этап, мероприятия, задачи)
Диагностика
«Знаете ли вы своих детей?»
На данном этапе детям предлагается ответить на ряд простых вопросов:
Какой у тебя любимый цвет?
Какую бы сказку ты хотел послушать перед сном?
Что ты любишь делать дома?
Какое занятие в саду тебе нравится больше всего?
Знаешь ли ты, что такое школа?
Хочешь ли ты пойти в школу?
Сам ли ты выбираешь себе одежду в магазине?
За что мама на тебя злится?
Говорит ли тебе мама, что она тебя любит?
Кому ты можешь доверить свой секрет?
Далее на эти же вопросы о своем ребенке отвечают родители. После чего им предлагается проанализировать ответы детей и сравнить их со своими.
Такая диагностика поможет выявить не только степень доверия ребенка, но и даст понять, знают ли родители своего сына/дочку. Выявить степень взаимосвязи родителей и детей
Ролевая игра «Учимся взаимодействовать»
После того как мы выяснили уровень взаимосвязи детей и родителей, мы можем работать группами. Те родители, у которых максимально совпали ответы с детскими, остаются «родителями». Остальные становятся «детьми».
Далее проигрываются сценки из реальной жизни, которые играют важную роль в формирование личности ребенка.
Родители распределяются в пары. Все ситуации описываются на листочке и складываются в непрозрачный мешочек. «Родитель» выбирает ситуацию и проигрывает её с «ребенком».
В качестве ситуаций следует взять то, что непосредственно случалось с детьми.
Например:
1. Ребенок взял любимую игрушку в детский сад и оставил её там. Дома вспомнил и расплакался.
2. Ребенок не хочет идти в детский сад, а мама/папа уже опаздывает на работу.
3. Ребенок испортил одежду на прогулке.
4. Ребенок заболел и капризничает.
5. Ребенок не хочет делать поделку в сад на конкурс.
6. Ребенок отказывается вставать рано утром в садик.
Показать родителям, что дети тоже попадают в сложные жизненные ситуации для их возраста. И задача родителей помочь своим детям решить проблемы.
Беседа «Школьные трудности для родителей»
Анкетирование «Мои ожидания от школы»
Все мы знаем, что школа является новым этапом в жизни не только у детей, но и у родителей. Но мало кто догадывается, как школа влияет на жизнь всей семьи. В ходе беседы можно узнать, понимают ли родители, какая ответственность ложится на их плечи и готовы ли они к ней.
При помощи анкеты мы выясняем, как родители представляют себе обучение в школе и какие ожидания у них имеются. (Прил. 1)
Развитие осознанного отношения к школе
Выявление запросов родителей
Тематические консультации После выявления запросов родителей проводится ряд консультаций.
Важно привлечь к консультациям как можно больше родителей. Можно предложить подготовить выступление на определенную тему родительскому комитету или желающим родителям, чтобы они тоже почувствовали себя экспертами.
Примерные темы:
1. Один ребенок в семье растет эгоистом. Правда или миф?
2. Как тревожность родителей влияет на детей?
3. Ребенок не хочет учиться, что делать? Способствовать развитию интереса к жизни ребенка и коллектива в целом
Родительские вечера Многие дети идут в первый класс уже с друзьями из детского сада. Так и родители продолжают общение и взаимодействие между собой. Сплочение коллектива поможет легче перенести адаптационный период.
Вечера могут проводиться как с детьми, так и без них, в зависимости от тематики встречи. Главное на этих вечерах, научиться слушать друг друга и сопереживать.
Примерные темы:
1. Первый совместный поход. Каким он был?
2. Каким я вижу будущее своего ребенка.
3. Наши семейные традиции.
4. Переживания на тему: «Есть ли друзья у моего ребенка?»
Способствовать формированию сплоченного коллектива
Работа с детьми
Диагностика «Готов ли я школьной жизни?»
Беседа «Школа – мой второй дом»
Просмотр мультфильмов и чтение сказок на школьную тематику. Работа проводится в течение всего года. В ней принимают участие воспитатели и педагог-психолог. После проведенной работы родителям выдается лист с рекомендацией по дальнейшему обучение ребенка. (Прил. 2)
Помочь детям лучше подготовиться к школе.
Определение уровня подготовленности детей к школьному обучению
Ознакомление родителей с основными требованиями к системам обучения Здесь важно показать отличия образовательных программ в школе. Знакомство с ФГОС НОО поможет наглядно показать отличия современной школы от той, в которой учились сами родители. Создать позитивное отношение к обучению в школе.
Индивидуальные консультации по запросу родителей
Повышение родительской уверенности и снятие тревожности.
Совместная работа с родителями «Режим дня первоклассника»
Педагог рассказывает о возрастных особенностях детей школьного возраста, после чего составляется памятка для родителей об «идеальном» режиме дня для ребенка. Расширить знания о возрастных особенностях детей и их значимости в формировании распорядка дня.
Анкетирование «Чему вы научились?»
Выявление эффективности работы с родителями по подготовке к школе.
Практическая значимость методической разработки
Разработка включает в себя накопленный ранее опыт педагога работы с детьми и родителями подготовительной группы. В ходе совместного сотрудничества с родителями и тесного взаимодействия у родителей формируется осознанная мотивация к учебе в школе. Данная разработка обогащает представления родителей о современной школе и выявляется потребности. В ходе работы родители являются активными участниками, а не только слушателями. Методическая разработка повышает педагогическую культуру родителей и способствует гармоничному переходу на новый этап.
Заключение
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что работа по подготовке родителей будущих первоклассников действительно необходима и не должна оставаться без внимания. В работе показан системный подход по взаимодействию с воспитанниками и их родителями.
Список используемой литературы:
1. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Комелева Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985
2. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
3. Бодалева А. А. Популярная психология для родителей. – М. : Педагогика, 1989
4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005
5. Волков П. Г., Волкова М. С. Медико-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Старый Оскол: ООО ТНТ, 2003
6. Г. М. Лялина Подготовительная к школе группа в детском саду. Книга для воспитателя. – М. : Просвещение, 1972
7. Григорова А. А. Поговорим о наших детях. – М. : Просвещение, 1967
8. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей/авт. -сост. Глебова С. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007
9. Детский сад: будни ипраздники/Методическое пособие для работников доу/Сост.
10. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. – М. : Линка-Пресс, 2006
11. Дошкольная педагогика: Учебное пособие/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Часть первая. – М. : Просвещение, 1988
12. Дошкольная педагогика: Учебное пособие/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Часть вторая. – М. : Просвещение, 1988
13. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Кн. для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986
14. Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Часть I,II/Сост. Р. С. Буре, Т. И. Ерофеева. – М. : Прометей, 1995
15. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации. /Под ред. Н. В. Ивановой. – М. : ТЦ Сфера, 2008
16. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьёй. – М. : ТЦ Сфера, 2004
17. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М. : Просвещение, 1972
18. Лялина Л. А. Планирование работы старшего воспитателя ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008
19. Миронова М. М. Психология среднего и старшего дошкольного возраста. – Волгоград:, 2006
20. Могилевская Г. Л. Семейный климат. – М. : Знание, 1973
21. Одарённые дети: Пер. с англ. /Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М. : Прогресс, 1991
22. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко.. – М. : ТЦ Сфера, 2009