Папки-передвижки

«Мы идем в первый класс». Методическая разработка по подготовке родителей будущих первоклассников

Татьяна Вадимовна Зыбина
«Мы идем в первый класс». Методическая разработка по подготовке родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Наступает важный этап в жизни дошкольников и его родителей. Ребенок становится взрослее и переходит на новую ступень – идет в первый класс. Этот период является волнительным не только для детей, но и для взрослых. Адаптация к новым условиям проходит по-разному. Кто-то спокойно отпускает ребенка в «свободное плавание», а кто-то продолжает контролировать детей, совершенно не давая вариантов для проявления самостоятельности. От настроя родителей зависит то, как пройдет адаптация у ребенка. Если взрослые нервничают и переживают, то с большой долей вероятности адаптационный период у детей затянется. А если родители психологически готовы вновь вернуться в школьное время и радостно отправляют ребенка в первый класс, то и адаптация пройдет легче и гораздо быстрее.

Публикация «„Мы идем в первый класс“, Методическая разработка по подготовке родителей будущих первоклассников» размещена в разделах

Данная методическая разработка направлена на психологическую подготовку родителей будущих первоклассников. Все материалы позволят не только успокоить переживающих взрослых, но и помочь им положительно настроиться на новый этап в жизни каждой семьи.

Так как преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой в нашей стране практически отсутствует, дети не могут незаметно пересесть из-за маленького детского столика за настоящую школьную парту. Для того чтобы детям было проще адаптироваться к новым условиям необходимо объединить усилия двух значимых для него социальных структур: семьи и детского сада. В рамках реализации данной разработки предусмотрена совместная работа родителей и воспитателей, направленная на подготовку родителей будущего первоклассника.

Цель:

Создание условий для сотрудничества воспитателя и семьи в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Задачи:

• Познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста (подготовительная группа)

• Подготовить родителей к новой роли: родитель ученика

• Формировать осознанность родителей в грамотной целенаправленной подготовке к школе

• Способствовать партнерскому общению между родителями и детьми

• Развивать позитивное отношение у родителей и детей к школе

Основные принципы:

• Доступность. Все родители могут воспользоваться предложенными материалами.

• Добровольность. Работа проводится только в рамках добровольного сотрудничества.

• Заинтересованность. Не только родители, но и воспитатель должен быть замотивирован на взаимодействие с семьей.

• Тактичность. Общение выстраивается в форме диалога и полном отказе от критики.

Предполагаемые результаты:

1. Профилактика школьной дезадаптации у детей и родителей будущих первоклассников

2. Установление эффективных взаимоотношений между воспитателем и семьей воспитанника

3. Привлечение родителей для участия в мероприятиях

Содержание (этап, мероприятия, задачи)

Диагностика

«Знаете ли вы своих детей?»

На данном этапе детям предлагается ответить на ряд простых вопросов:

Какой у тебя любимый цвет?

Какую бы сказку ты хотел послушать перед сном?

Что ты любишь делать дома?

Какое занятие в саду тебе нравится больше всего?

Знаешь ли ты, что такое школа?

Хочешь ли ты пойти в школу?

Сам ли ты выбираешь себе одежду в магазине?

За что мама на тебя злится?

Говорит ли тебе мама, что она тебя любит?

Кому ты можешь доверить свой секрет?

Далее на эти же вопросы о своем ребенке отвечают родители. После чего им предлагается проанализировать ответы детей и сравнить их со своими.

Такая диагностика поможет выявить не только степень доверия ребенка, но и даст понять, знают ли родители своего сына/дочку. Выявить степень взаимосвязи родителей и детей

Ролевая игра «Учимся взаимодействовать»

После того как мы выяснили уровень взаимосвязи детей и родителей, мы можем работать группами. Те родители, у которых максимально совпали ответы с детскими, остаются «родителями». Остальные становятся «детьми».

Далее проигрываются сценки из реальной жизни, которые играют важную роль в формирование личности ребенка.

Родители распределяются в пары. Все ситуации описываются на листочке и складываются в непрозрачный мешочек. «Родитель» выбирает ситуацию и проигрывает её с «ребенком».

В качестве ситуаций следует взять то, что непосредственно случалось с детьми.

Например:

1. Ребенок взял любимую игрушку в детский сад и оставил её там. Дома вспомнил и расплакался.

2. Ребенок не хочет идти в детский сад, а мама/папа уже опаздывает на работу.

3. Ребенок испортил одежду на прогулке.

4. Ребенок заболел и капризничает.

5. Ребенок не хочет делать поделку в сад на конкурс.

6. Ребенок отказывается вставать рано утром в садик.

Показать родителям, что дети тоже попадают в сложные жизненные ситуации для их возраста. И задача родителей помочь своим детям решить проблемы.

Беседа «Школьные трудности для родителей»

Анкетирование «Мои ожидания от школы»

Все мы знаем, что школа является новым этапом в жизни не только у детей, но и у родителей. Но мало кто догадывается, как школа влияет на жизнь всей семьи. В ходе беседы можно узнать, понимают ли родители, какая ответственность ложится на их плечи и готовы ли они к ней.

При помощи анкеты мы выясняем, как родители представляют себе обучение в школе и какие ожидания у них имеются. (Прил. 1)

Развитие осознанного отношения к школе

Выявление запросов родителей

Тематические консультации После выявления запросов родителей проводится ряд консультаций.

Важно привлечь к консультациям как можно больше родителей. Можно предложить подготовить выступление на определенную тему родительскому комитету или желающим родителям, чтобы они тоже почувствовали себя экспертами.

Примерные темы:

1. Один ребенок в семье растет эгоистом. Правда или миф?

2. Как тревожность родителей влияет на детей?

3. Ребенок не хочет учиться, что делать? Способствовать развитию интереса к жизни ребенка и коллектива в целом

Родительские вечера Многие дети идут в первый класс уже с друзьями из детского сада. Так и родители продолжают общение и взаимодействие между собой. Сплочение коллектива поможет легче перенести адаптационный период.

Вечера могут проводиться как с детьми, так и без них, в зависимости от тематики встречи. Главное на этих вечерах, научиться слушать друг друга и сопереживать.

Примерные темы:

1. Первый совместный поход. Каким он был?

2. Каким я вижу будущее своего ребенка.

3. Наши семейные традиции.

4. Переживания на тему: «Есть ли друзья у моего ребенка?»

Способствовать формированию сплоченного коллектива

Работа с детьми

Диагностика «Готов ли я школьной жизни?»

Беседа «Школа – мой второй дом»

Просмотр мультфильмов и чтение сказок на школьную тематику. Работа проводится в течение всего года. В ней принимают участие воспитатели и педагог-психолог. После проведенной работы родителям выдается лист с рекомендацией по дальнейшему обучение ребенка. (Прил. 2)

Помочь детям лучше подготовиться к школе.

Определение уровня подготовленности детей к школьному обучению

Ознакомление родителей с основными требованиями к системам обучения Здесь важно показать отличия образовательных программ в школе. Знакомство с ФГОС НОО поможет наглядно показать отличия современной школы от той, в которой учились сами родители. Создать позитивное отношение к обучению в школе.

Индивидуальные консультации по запросу родителей

Повышение родительской уверенности и снятие тревожности.

Совместная работа с родителями «Режим дня первоклассника»

Педагог рассказывает о возрастных особенностях детей школьного возраста, после чего составляется памятка для родителей об «идеальном» режиме дня для ребенка. Расширить знания о возрастных особенностях детей и их значимости в формировании распорядка дня.

Анкетирование «Чему вы научились?»

Выявление эффективности работы с родителями по подготовке к школе.

Практическая значимость методической разработки

Разработка включает в себя накопленный ранее опыт педагога работы с детьми и родителями подготовительной группы. В ходе совместного сотрудничества с родителями и тесного взаимодействия у родителей формируется осознанная мотивация к учебе в школе. Данная разработка обогащает представления родителей о современной школе и выявляется потребности. В ходе работы родители являются активными участниками, а не только слушателями. Методическая разработка повышает педагогическую культуру родителей и способствует гармоничному переходу на новый этап.

Заключение

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что работа по подготовке родителей будущих первоклассников действительно необходима и не должна оставаться без внимания. В работе показан системный подход по взаимодействию с воспитанниками и их родителями.

Список используемой литературы:

1. А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Комелева Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1985

2. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

3. Бодалева А. А. Популярная психология для родителей. – М. : Педагогика, 1989

4. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005

5. Волков П. Г., Волкова М. С. Медико-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Старый Оскол: ООО ТНТ, 2003

6. Г. М. Лялина Подготовительная к школе группа в детском саду. Книга для воспитателя. – М. : Просвещение, 1972

7. Григорова А. А. Поговорим о наших детях. – М. : Просвещение, 1967

8. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей/авт. -сост. Глебова С. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007

9. Детский сад: будни ипраздники/Методическое пособие для работников доу/Сост.

10. Доронова Т. Н. Играют взрослые и дети. – М. : Линка-Пресс, 2006

11. Дошкольная педагогика: Учебное пособие/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Часть первая. – М. : Просвещение, 1988

12. Дошкольная педагогика: Учебное пособие/Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. Часть вторая. – М. : Просвещение, 1988

13. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Кн. для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986

14. Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Часть I,II/Сост. Р. С. Буре, Т. И. Ерофеева. – М. : Прометей, 1995

15. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации. /Под ред. Н. В. Ивановой. – М. : ТЦ Сфера, 2008

16. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьёй. – М. : ТЦ Сфера, 2004

17. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребёнка. – М. : Просвещение, 1972

18. Лялина Л. А. Планирование работы старшего воспитателя ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008

19. Миронова М. М. Психология среднего и старшего дошкольного возраста. – Волгоград:, 2006

20. Могилевская Г. Л. Семейный климат. – М. : Знание, 1973

21. Одарённые дети: Пер. с англ. /Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М. : Прогресс, 1991

22. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко.. – М. : ТЦ Сфера, 2009

Публикации по теме:

Анкета-опросник для будущих первоклассниковАнкета-опросник для будущих первоклассников Сегодня хочу предложить вашему вниманию план беседы, направленной на изучение отношений шести – семилетних детей к обучению в школе. Данная.

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников»Фотоотчет «Экскурсия в школу будущих первоклассников» Скоро в школу Ребята подготовительных групп «Колокольчики» и «Незабудки»(воспитатели и. В. Карабчукова, Л. М. Семенюк, детского сада № 54.

Консультация для родителей «Первый раз в первый класс»Консультация для родителей «Первый раз в первый класс» Вот и наступил долгожданный учебный год,отзвучал первый звонок на урок!Ваш ребенок первоклассник,каждого родителя волнует вопрос,как.

Мастер-класс в студии анимации «Сказка за сказкой» для родителей будущих дошколят. Фотоотчет. ВидеоМастер-класс в студии анимации «Сказка за сказкой» для родителей будущих дошколят. Фотоотчет. Видео Уважаемые коллеги! Ежегодно в дошкольных учреждениях нашего города проводится "День открытых дверей" для родителей будущих дошколят. Это.

Методическая разработка целей тематических недель на март и рекомендаций для родителей по тематике. Тема недели "8 Марта"[/b] Период: с 27.02 по 03.03 Цель: 1. Воспитание чувства любви и уважения к маме, бабушке, желания помогать им,.

Методическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возраста Собирает лето чемоданы Говорят, июль - макушка лета. Взбиралось-раскачивалось лето долго, а теперь катится, не останавливаясь! Не успеем.

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Занятия с ребенком в свободное время» «Занятия с ребенком в свободное время» 1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими.

Сценарий выпускного праздника «Веселые приключения будущих первоклассников» для подготовительной группы детского садаСценарий выпускного праздника «Веселые приключения будущих первоклассников» для подготовительной группы детского сада Сценарий выпускного праздника «Веселые приключения будущих первоклассников"(подготовительная группа) *** Звучит «Песня про друзей».

Экскурсия в школу для будущих первоклассников. ФотоотчетЭкскурсия в школу для будущих первоклассников. Фотоотчет Традиционно перед началом учебного года для будущих первоклассников мы проводим экскурсию по школе. Это одна из форм знакомства воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы идем в первый класс». Методическая разработка по подготовке родителей будущих первоклассников
Опубликовано: 6 февраля 2023 в 14:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Мы идем в первый класс». Методическая разработка по подготовке родителей будущих первоклассников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Вадимовна Зыбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД