Радецкая Ирина Сергеевна
Музыкальное воспитание в детском саду
▼ Скачать +Заказ
«Музыкальное воспитание в детском саду»
Что значит воспитывать музыкой? То должен, и кто может это делать? Когда и при каких условиях воспитание музыкой может состояться? Как воспитывать музыкой?
Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребёнком.
Публикация «Музыкальное воспитание в детском саду» размещена в разделах
Музыка - могучий источник мысли. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил В. А. Сухомлинский. Такие философы как Г. Гегель, Г. Лейбниц, И. Кант, В. Шеллинг, А. Шопенгауэр называли музыку одним из величайших искусств, способных влиять на человека, особо выделяя такие ее функции как коммуникативная, нравственно-эстетическая, социальная. В отечественной философии музыка рассматривается одним из ведущих средств воспитания и развития (М. С. Каган, Н. И. Киященко, А. Ф. Лосев и др.). Ученые указывают на то, если ребенка с момента рождения оставить без сигналов внешнего мира, то у него будут полностью отсутствовать психические функции. Получается, что сенсорное воздействие просто необходимо для того, чтобы развивать в человеке восприятие и чувства. Так как в возрасте до семи лет нервная система ребенка очень гибкая, то это как раз тот период, когда можно совершенствовать деятельность органов чувств. Именно в этот период необходимо давать как можно больше информации об окружающем мире.
По мнению ученых, музыка позволяет максимально развить, сделать более четкой речь у ребенка. Она также способствует быстрому обучению и запоминанию новых фраз, развитию памяти. Музыкальное сопровождение также помогает развить пластику движений ребенка, организовать его деятельность в нужном русле.
Таким образом, музыкальное воспитание способствует :
- развитию эмоций;
- развитию речи, слухового и зрительного восприятия;
- улучшению математических, аналитических способностей;
- развитию движений;
- обогащению самостоятельной игры и творческой деятельности детей;
- формированию гармоничной личности.
Каким образом прививать детям любовь к музыке? На этот вопрос в одном из интервью ответил Михаил Казинник: «Просто сядьте вечером вместе с ребенком на диван, обнимите его, приглушите свет и включите минут на десять произведение Моцарта. Каждый день по десять минут и больше ничего не нужно».
Важная роль в музыкальном воспитании отводится родителям. Они на своем примере могут показать ребенку любовь к музыке, вызвать интерес к ней:
• Если вы не владеете никаким музыкальным инструментом, начните его осваивать вместе со своим ребенком;
• Подбирайте качественную музыку для прослушивания (не обязательно классическую) – совершенствуйте свой музыкальный вкус;
• Читайте книги о жизни и творчестве известных музыкантов, изучайте музыкальные термины, историю музыки и создания музыкальных инструментов;
• Музицируйте вместе с ребенком на инструментах, которые имеются у вас дома. Устраивайте семейные оркестры;
• И, конечно, используйте любую возможность слушать живое звучание музыки.
Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Чтобы ребёнок музыкально развивался ему необходимо слушать музыку.
Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых.
К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребёнка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребёнком.
Несколько советов для родителей по приобщению детей к музыке :
- слушайте музыку перед сном;
- пойте детям колыбельные песни;
- слушайте музыку каждый день;
- водите детей слушать капель и журчанье ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны на праздник…
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей и родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.