Светлана Гайниева
Музыкально — ритмическая деятельность как условие развития крупной и мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ
Тема:
«Музыкально – ритмическая деятельность как условие развития крупной и мелкой моторики дошкольника»
Целевая аудитория: музыкальные руководители
Цель мастер-класса:
Трансляция опыта работы в ДОУ по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
Публикация «Музыкально — ритмическая деятельность как условие развития крупной и мелкой моторики» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Разучить с музыкальными руководителями музыкально-ритмические движения.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме: Музыкально – ритмическая деятельность как условие развития крупной и мелкой моторики дошкольника.
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Согласитесь, ритм, пульс, биения сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм». А развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем.
Современные подходы к дошкольному воспитанию требуют от педагогов не только организации новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, сколько смены ее содержания.
Первоочередная задача для педагога-музыканта: сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.
Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Практическая часть
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей крупной и мелкой моторики. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся, для этого мы прохлопаем и проговорим: «Здравствуйте!». Молодцы, ручки поздоровались! А теперь здороваются ножки, топаем и говорим: «Здравствуйте!». А теперь плечики, локоточки, пальчики, можно предложить множество вариантов для приветствия, в котором связаны речь и движения. Я предлагаю вам еще один вариант приветствия: музыкальный. Мы поздороваемся под веселую песенку «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хасмитуллиной.
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам
- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)
- Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)
После приветствия я провожу ритмическую разминку с использованием звучащих жестов. Вы, конечно же, знаете, что это такое, звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:
• хлопки ладошками;
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки пальчиками
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману.
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Предлагаю попробовать под песню «Добрый жук» исполнить звучащие жесты. Сначала я вам покажу:
Добрый Жук
Встаньте, дети, встаньте в круг (хлопки ладошками)
Встаньте в круг, встаньте в круг (шлепки по коленям)
Жил на свете добрый жук (притопы)
Старый добрый друг. (щелчки)
Молодцы. У нас очень хорошо получилось. Давайте дружно скажем: «Мы – молодцы!» И конечно же, наша фраза будет окрашена звучащими жестами – хлопками.
Следующее упражнение называется «Испорченная пластинка». Песня Шаинского «В траве сидел кузнечик». Нечетные строчки мы поем в слух, а четные будем пропевать про себя при этом прохлопывая ритмический рисунок.
В Траве Сидел Кузнечик
В траве сидел кузнечик (в слух)
В траве сидел кузнечик (про себя и прохлопывая)
Совсем как огуречик
Зелёненький он был
Представьте себе представьте себе
Совсем как огуречик.
Такое упражнение развивает внутренний слух детей.
В багаже музыкального руководителя найдется много затей, с которыми детям никогда не будет скучно. В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей.
Предлагаю нам провести несколько игр, проходите, пожалуйста, в активную зону зала.
Упражнение «Сказочные человечки»
Методика игротренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию.
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
г) человек волна; расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
Эти упражнения очень нравятся детям, даже самые застенчивые ребята активируются.
Пальчиковые игры также важны в нашей работе. Они выполняют сразу несколько задач. Конечно, основная задача таких игр-развитие мелкой моторики, а также ряд других. Данные игры очень нравятся детям и способствуют их раскрепощению, ведь с помощью игры можно более плотно установить контакт с ребенком, лучше его понять. Практика показывает, что если применять игры в своей деятельности, то и речь, и память, и воображение начинают активно развиваться. Для педагога такие игры могут быть прекрасным началом занятия или использоваться между другими видами деятельности, а также они помогают сконцентрировать внимание ребенка, что немало важно на занятии. Хочу поделиться пальчиковой игрой на музыку Л. Делиба «Пиццикато».
Рефлексия.
В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.