Елена Веневитина
Музыкально-игровая деятельность детей вне музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально- игровая деятельность детей вне музыкальных занятий»
«В детях с самых ранних лет должно развиваться
чувство изящного как один из первейших элементов
человечности. Влияние музыки благодатно, и чем
раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше»
В. Г. Белинский
Правильно и интересно организованная работа по музыкальному воспитанию в детском саду обогащает жизнь каждого ребенка, обеспечивает всестороннее развитие его личности.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность детей вне музыкальных занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Жизнь ребёнка в детском саду проходит через игру-это его стихия, влечение, основная его деятельность, она- его собственная жизнь. Поэтому, развитие музыкальной культуры детей осуществляется через все виды музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность,в основе которой лежит игра.
В ней он чувствует себя удобно, от нее не устает, учится в ней искусству общения. В игре его умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Это самое комфортное и благоприятное пространство для его развития, саморазвития.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Музыка в повседневной жизни детского сада, вне музыкальных занятий – ещё одно пространство музыкальной деятельности детей, которое обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе общения воспитателя и детей в условиях музыкально-игровой деятельности, в часы досуга, прогулки. Опыт, который дети приобрели на музыкальных занятиях, позволяет им успешно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью. Такая деятельность возникает по инициативе самих детей, обладает наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников. К важнейшим показателям креативности ребё нка относятся:
• творческая активность, т. е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
• самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
• интеллект, «интеллектуальные способности»,
• «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку; -знания и навыки.
Чтобы у ребят появилось желание заниматься вне занятий в групповых комнатах необходимы соответствующие условия: кроме музыкальных инструментов, пособий в уголках рекомендуется помещать атрибуты, побуждающие детей к исполнению танцевальных движений, хороводов, инсценированию знакомых песен. Если ребёнок не научен петь, танцевать, играть, то и при самом подготовленном педагоге и при самом лучшем оборудовании успешной музыкальной деятельности у него не будет.
Музыкально – игровая деятельность в повседневной жизни детского сада очень разнообразна, так как ее истоки - сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе и требует особое, очень тонкое руководство педагога: предварительное планирование и создание условий, стимулирующих самостоятельную деятельность.
Также ребёнок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкально-игровой деятельности по своим интересам и желаниям.
Моя задача – раскрыть такую самостоятельную деятельность дошкольников, которая представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством.
В своей работе я использую различные формы организации самостоятельной музыкально- игровой деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («концерт», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т. д., распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.
Другую форму можно отнести к играм-упражнениям, преимущественно творческого характера, во время которого ребенок тренируется в каком-либо виде музыкального исполнительства, каждый может попробовать свои силы в сольном исполнении песни, пляски, какой-либо роли.
В процессе работы я определила следующие необходимые условия для музыкально-игровой деятельности детей вне музыкальных занятий :
• Наличие устойчивых умений и навыков детей, полученных на музыкальных занятиях. Особое внимание я уделила решению таких задач, как воспитание инициативы, самостоятельности, творческой активности детей. Важно, чтобы процесс музыкально-игровой деятельности увлекал, вызывал желание повторить выученные произведения.
• Обеспечение индивидуального пространства, места и времени для музыкально-игровой деятельности.
• Умение педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни детского сада: игры, попевки для игры на инструментах, утренняя гимнастика под музыку, слушание дисков с музыкальным репертуаром для сна, релаксации, фона для различной деятельности и т. д. (Музыкально-эстетическая среда. Здесь я отбираю для слушания музыкальные произведения, обладающие высокими художественными качествами)
• Запас музыкальных впечатлений детей, полученных на музыкальных занятиях, на праздниках, развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок дети переносят в самостоятельную музыкально-игровую деятельность.
• Необходимым условием является внесение в самостоятельную музыкально-игровую деятельность тех атрибутов, шапочек, ленточек, платочков, масок, султанчиков, деталей костюмов в соответствии с содержанием музыкально-дидактических игр, игр с пением, с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях). Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.
Для обогащения жизни ребёнка в детском саду необходимо правильно и интересно организовать работу по музыкальному воспитанию, поэтому в своей работе использую современные формы музыкально-игровой творческой деятельности детей (арсенал современной музыкальной педагогики) -темброво –шумовые аккомпанементы к произведениям, рисование музыки, звуковые импровизации, звуки здоровья, интонационно – речевые игры, дидактические игры для развития звуковысотного слуха («чудесный мешочек», «Подумай, отгадай», «Угадай-ка», для развития чувства ритма( «Прогулка», «Зайцы», «Что делают дети», для развития тембрового слуха («Колпачки», «Наш оркестр»).
Большую помощь в составлении репертуара оказала методическая разработка Сергея и Екатерины Железновых, особенностью которой является игровая форма подачи учебного материала, доступность и практичность использования, что превращает музыкально – игровую деятельность в весёлую обучающую игру. Дети с удовольствием исполняют игры с подражательными движениями («Лягушата», игровой массаж («Ходит ёжик», пальчиковые и жестовые игры («Паучок», хороводные игры («Каблучок», катание на фитбольных мячах («Автобус»).
В развитии певческих способностей детей использовала упражнения в импровизации «музыкальных вопросов и ответов», упражнения на импровизацию музыкально-игровых образов : «Как тебя зовут?», «Здравствуйте ребята…», «Эхо» и т. д. Работая над навыками самостоятельной импровизации стремилась развивать творческую активность, раскрепощённость. Чтобы ребенок раскрылся в полной мере своих возможностей, соблюдаю две необходимые ключевые позиции педагога по отношению к ребенку:
• отношение к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально-творческих проявлений;
• создание в процессе музыкально- игровой деятельности атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком».
В развитии музыкально- ритмических движений особое внимание уделяла работе над умениями передавать в движении различные образы, проявлять творческую фантазию, импровизировать и двигаться в соответствии с характером музыки, обыгрывать сюжеты и т. д. («Цветок»- танцевальная миниатюра -пластическое изображение пробуждения природы; Танец «Колыбельная с игрушками»-движение с предметами, передача образов; «Ледяное царство»- танцевальная миниатюра –передача характера музыки с помощью гимнастических лент; «Танец с зонтиками»-развитие чувства ритма, координация движения, внимание, творчества, фантазии; «Осень»- миниатюра с платками- передача характера музыки с помощью платка; «Пчёлки»- выразительное исполнение сюжета; «Каблучок» - работа над отдельными элементами народного танца).
Исполнение музыки детьми –процесс творческий, увлекает детей -использование различных музыкальных (шумовых) инструментов. Задача педагога научить не только выполнять ритмические упражнения, но и показать различные способы звукоизвлечения, в связи с тем создание новых образов (Игра с бубном- извлечение звука разным способом, движение соответственно характеру музыки; «Снег»- речевая игра (передача ритма стиха игрой на музыкальных инструментах (бубен, треугольник, ложки); «Знакомство»- пропевание -проговаривание имени, сопровождая ритм игрой на муз. инструментах (бубен, колокол, палочки, шумовые) и т. д.).
Участие детей в различных мероприятиях детского сада с накопленным музыкальным репертуаром, исполняемый в музыкально-игровой деятельности вне музыкальных занятий, является одним из показателей достаточно высокого уровня развития детей, которое дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Разнообразный песенный, музыкально-ритмический репертуар украсил досуги, развлечения, тематические утренники, спортивно-оздоровительные мероприятия в детском саду («День пожилых людей», «Космическое путешествие», «Музыка в жизни нашей семьи», концерт, посвящённый Дню Победы, проект «Игры с острова «Здоровья»).