Юлия Перепелица
Музыкальная логоритмика в системе музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемы педагоги! Тема моей публикации «Музыкальная логоритмика в системе музыкальных занятий».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка. Ребёнок учится строить свои отношения с окружающим миром, приобретает навыки общения. Всё это невозможно без формирования правильной, чистой речи. Одним из основных направлений в работе нашего детского сада «Радуга» является «Речевое развитие». Система работы выстроена через интеграцию образовательных областей, в том числе и «Художественно- эстетическое развитие» раздел «Музыка». Специалистами детского сада была разработана Программа развития «Музыка и речь», направленная на формирование речи через музыку.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
В первую очередь были созданы условия для успешной реализации Программы развития:
- разработаны конспекты НОД с учетом интеграции образовательных областей,
- составлен план по показу театрализованной деятельности всеми возрастными группами,
- разработано Положение о конкурсе «Юные чтецы»,
- музыкально-дидактические игры,
- игры драматизации,
- творческие мастерские,
- игры с пением,
- развлечения и досуги,
- логоритмика.
Одним из важнейших элементов в системе нашей работы является музыкальная логоритмика.
Современные дети нуждаются в постоянном обновлении дидактического материала. Есть дети, которых очень сложно заставить просто слушать музыку. Логоритмика позволяет заинтересовать детей через игровую форму, через движение под музыку.
Но главное достоинство логоритмики заключается в том, что, разработанная с учетом ФГОС, она раскрывает целый ряд здоровье сберегающих технологий, таких как
- дыхательная гимнастика;
-песни-распевки;
-артикуляционная гимнастика;
-игровой массаж;
-пальчиковые игры;
-речевые игры;
-сказки-шумелки;
-коммуникативные игры;
-музыко-терапия.
Подробно о каждом из видов деятельности можно познакомиться в литературе и интернете.
Занятия логоритмикой позволяют нам добиваться значительных результатов устранения речевых нарушений, решать проблемы развития речи у детей. Следует отметить, что такие занятия полезны с детьми любого возраста, не только с воспитанниками коррекционных группы, но и групп общего развития, начиная с самого маленького возраста. Уже после первых занятий заметно влияние на развитие эмоциональной выразительности речи, слухового внимания. Постепенно развивается чувство ритма, музыкальная память, творческая фантазия и воображение, расширяется словарный запас.
Свои музыкально-логоритмические занятия я строю на сюжетной основе. Сюжет занятия может составлять сказка, какое-то стихотворение, мультфильм, что особенно нравится детям, вызывает их заинтересованность, так как это дает возможность детям почувствовать себя героями произведений. Именно это влияет на их эмоциональную отзывчивость, выразительность речи, четкость произношения, коммуникативность. Воспитывает чувство ответственности за успех коллективного дела, формирует нравственные качества личности.
Рассмотрим это на конкретном примере. Так занятие «Как стать большим» было построено по мотивам сказки Г. Цыферова. В ходе этого занятия использованы различные виды логоритмических упражнений, направленных на развитие речи. «В маленьком хорошеньком домике жили Мама-кошка и её сынок Котёнок. Котёнок часто шалил. Вот и сегодня, пока Мама ходила в магазин, он разбросал свои игрушки, порвал свои хорошенькие штанишки, разлил по полу чашку молока. Часы, висевшие на стенке, глядя на это, сердито затикали.»
Разучивается с движениями стихотворение «ТИК-ТАК» :
Стучат часы: Произносят текст, равномерно качая впра-
- Тик-так, тик-так. во и влево, согнутыми в локтях руками.
Велят часы:
- Прибавьте шаг.
Чтоб в ногу с временем идти,
Нельзя сбиваться на пути.
Таким образом, мы в стихотворении используем пальчиковую игру, игровой массаж.
В следующем фрагменте сказки используется логопедическая гимнастика, что способствует формированию правильной дикции и четкому произношению.
Выполняется ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА :
1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения, открывая передние верхние и нижние зубы. Упражнение укрепляет мышцы губ и развивает их подвижность.
2. «Зевок». Слегка улыбнуться и медленно открыть рот. Подержать его открытым 5 – 10 сек., затем закрыть. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.
А вот пример использования чистоговорки:
Дети проговаривают чистоговорку В – В’ :
Ква-ква-ква – всюду мокрая трава. Покачать «лягушачьими лапками».
Ве-ве-ве – поскачу я по траве. Хлопать ладонями по коленям.
Ву-ву-ву – я лягушек позову. Хлопать в ладоши.
Нравится детям выполнять упражнения на развитие дыхания «Шарик»
Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук собраны в одну щепот-
ку, постепенно раздвигать их, не отрывая
друг от друга.
Он становится большой. Медленно разводить руки в стороны.
Вдруг шар лопнул, Хлопок в ладоши.
Воздух вышел –
Ш-ш-ш… Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой. Снова собрать пальцы в одну щепотку.
(В. Цвынтарный)
Ни одно занятие не обходится без комплекса общеразвивающих упражнений.
Вот пример такого упражнения.
Дети выполняют комплекс упражнений «ДОЖДИК» (авторская разработка) :
Дождик, дождик, лей, лей! Лёгкий бег по кругу.
Землю хорошо полей!
Цветики-цветки 1 – поднять руки вверх, 2 – развести в сторо-
Раскрывают лепестки. ны.
Дождик льёт, льёт, льёт, 1 – присесть, руки на поясе; 2 – выпрямиться,
Травка кверху растёт. подняв руки вверх.
Воробей из лужицы 1 – наклон вперёд, отводя руки назад, 2 - встать
Водичку пьёт. прямо, опустив руки вниз.
А лягушка прыгает Прыжки на 2-х ногах. На 2-ю часть музыки – ос-
И поёт. тановиться и квакать.
Дождик кончился, опять Медленно поднять руки вверх и потянуться –
Стало солнышко сиять. вдох, затем опустить их – выдох.
Таким образом, в ходе одного занятия по сюжетной сказке могут быть использованы самые разные виды логоритмических упражнений.
Программа занятий построена так, что логоритмические упражнения систематически повторяются, чередуются друг с другом, что служит достижением поставленной цели – развитие речи через музыкальные занятия.
Неотъемлемой частью осуществления программы «Музыка и речь» является взаимодействие с педагогами и родителями.
С этой целью для педагогов проводятся специальные мастер-классы, направленные на развитие речи через музыку.
Также ведется работа с родителями на родительских собраниях, проводятся консультации и индивидуальные беседы.
Работа по Программе развитие «Музыка и речь» ведется в нашем саду первый год, но уже сейчас можно говорить о положительном результате. Опыт работы показывает, что включение логоритмических занятий в общую работу с детьми способствует более быстрому их физическому, умственному, музыкальному и речевому развитию.