Виктория Мучаева
Мотивирование сотрудников ДОУ на совместную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется методическая работа с кадрами, характер которой в каждом ДОУ зависит от степени сплоченности, профессиональной зрелости каждого сотрудника.
Помимо воспитателей со средним или высшим педагогическим образованием администрация вынуждена принимать на работу педагогов без специального образования, не имеющих стажа работы. Чаще всего это женщины, которые приходят в детский сад «из-за сложившихся обстоятельств». Молодые специалисты, выпускники институтов и педучилищ не идут работать в ДОУ, в редких случаях претендуют на должность «узкого» специалиста.
Публикация «Мотивирование сотрудников ДОУ на совместную деятельность» размещена в разделах
Можно выделить две категории специалистов:
1). Воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и компетентности, опыт инновационной деятельности, но не в полной мере ее осуществляющие. (Работа с ними требует тщательной продуманности мотивации и стимулирования.)
2). Воспитатели с низкой квалификацией, но стремящиеся к инновационной деятельности, требующие организованного обучения в условиях ДОУ.
Воспитатели выделенных категорий имеют различные образовательные потребности. Поэтому методическая работа с ними должна осуществляться дифференцированно и индивидуально.
Несколько лет назад существовал традиционный подход: каждый молодой педагог имел наставника. У молодых была так же ориентация на внешний контроль, оценку, потребность в руководителе, который знает, «как надо». Специфика наставничества состоит в том, что оно носит полуофициальный характер. С одной стороны, в нем есть формализованные элементы: оно организуется на основе установленных правил и инструкций, а с другой стороны – возникающие межличностные отношения не всегда конструктивны, состоятся по принципу «учитель – ученик», «объект – субъект». Зачастую наставники задавали молодому педагогу образец деятельности, критиковали, понимали наставничество как дополнительную нагрузку.
В настоящее время ситуация изменилась. Приоритетными ценностями стали независимость, свобода выбора, возможность творчества, поиска. Большинство начинающих воспитателей нуждаются не только в наставничестве, сколько в методической психолого-педагогической помощи.
Опыт показал, что необходимы изменения взаимоотношений между коллегами, что форма наставничества должна выступать как форма сотрудничества. Сотрудничество носит неформальный характер, его эффективность во многом определяется доверительными, дружескими отношениями между «учителем» и «учеником», которые обычно не возникают между людьми, имеющими разный статус.
Как показывает практика, педагог добивается существенных успехов в том случае, если напарник по стилю деятельности похож на него. Когда есть большие стилевые различия, молодой педагог оказывается не в состоянии успешно заимствовать приемы работы опытного коллеги даже при высоком уровне его педагогического мастерства. Поэтому руководителю нужно обращать внимание на темперамент, темп работы начинающего воспитателя, чтобы определить ему напарника. Разумеется, межличностные контакты и сотрудничество могут развиваться и без участия руководителей. Так, «новичок» порой сам сближается с опытными работниками и по собственной инициативе начинает ходить на их занятия, обращается за советом. После возникновения такого сотрудничества лучше особенно активно не вмешиваться в него, так как он зарождается на неформальной основе и носит в известной мере интимный характер.
Ч то нужно сделать, чтобы педагоги достигли целей образовательного процесса и их деятельность приносила им удовлетворение? После изучения удовлетворенности педагогов своей деятельностью перед коллективом ДОУ были поставлены следующие задачи:
1)поддерживать заинтересованность молодых воспитателей в работе, побуждая к активности в соответствии с их силами и способностями;
2)создавать команды воспитателей для решения различных проблем, инициировать их идеи;
3)делегировать некоторые полномочия;
4)привлекать новых работников и способствовать их адаптации.
Для повышения профессионального мастерства педагогов используются разнообразные формы работы, которые позволяют раскрыть их возможности. Формы методической работы выбираются с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования. Широко используются дискуссии, диспуты, викторины, аукционы, «педагогические гостиные», анализ педагогических ситуаций, задач и т. д. Такие активные формы и методы важны тем, что обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, а это позволяет анализировать конкретные ситуации, помогает сплачивать коллектив, повышает уровень отношений между сотрудниками. В результате каждый педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, наращивает творческий потенциал.
Практическая консультация «Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности» выявила уровень развития личностных качеств и психических процессов. Были использованы предварительное анкетирование, тесты на определение идентификации и эгоцентризма, адекватности самооценки, социальной заинтересованности и т. п. Такой самоанализ в форме игровых заданий помог выявить сильные и слабые стороны каждого педагога как личности и определить их совместимость в профессиональной деятельности. Совместное обсуждение с психологом помогло наметить решение возможных проблем в общении сотрудников.
Их множества социально-психолог8ических факторов, наиболее четко анализируемых, влияющих на эффективность профессиональной деятельности, предметом изучения является совместная деятельность на основе единого предмета и общей социально значимой цели.
Определение образной основы предмета дошкольного образования является необходимым условием организации поэтапного перехода педагогов от индивидуальной профессиональной деятельности к совместной. Это основа позволила определить синтез предметов дошкольного образования, который использовался в совместных занятиях и общих праздниках.
Этапами перехода педагогов от совместно-индивидуальной деятельности к совместно- взаимодействующей являются: цикл педагога-психолога «Игры на сплочение», направленный на увлечение объема психологических знаний педагогов о воспитанниках на приобретение опыта взаимодействия; совместные знания педагогов на общие темы предметов образования (без участия психолога); взаимодействие педагогов с другими участниками образовательного процесса при подготовке и проведении общих праздников. Критерием перехода служит реальный факт введения новых форм совместной работы.
Одной из эффективных форм является работа творческой группы, задача которой – побудить педагогов почувствовать, что они не просто воспитатели, но и исследователи. Формы работы творческой группы разнообразны: деловая игра, «круглый стол», коллективно-творческая деятельность, практическая работа в микрогруппах, что позволяет организовать панораму открытых занятий и режимных моментов, обсуждать вопросы планирования педагогического процесса, анализировать содержание, методы обучения, приемы, стиль общения и др. Это помогает педагогам осмыслить технологию внедрения программы, определить перспективы развития и планируемый результат.
Проблема адаптации программы, подготовка к педсоветам и семинарам обсуждаются в микрогруппах, в которые педагоги объединяются по интересам к проблемам и положительным взаимоотношениям друг с другом. Такие микрогруппы можно назвать сотворческими. В микрогруппу обязательно входят начинающие воспитатели. Результатом деятельности творческой группы и микрогрупп является не только взаимообучение педагогов, но и некий продукт деятельности; перспективные планы, структура планирования воспитательно-образовательного процесса, технологические карты, конспекты, пособия. Руководителями микрогрупп стали члены творческой группы, которые сплотили вокруг себя единомышленников. Таким образом, произошло делегирование полномочий на основе доверия со стороны администрации, прослужившего стимулом к повышению статуса сотрудников.
С целью повышения качества образовательного процесса проводятся семинары-практикумы: «Умеем ли мы общаться?», «Новые формы работы с семьей» и др. Тема выбирается в соответствии с запросами воспитателей, составляется подробный план, распределяется время, продумываются задания педагогам. Для семинара-практикума обычно выделяется два-три занятия, на которых обсуждаются проблемы, педагоги знакомятся с новинками литературы и передовым опытом по данной теме, выполняются практические задания, осваиваются элементы техники педагогического труда, коллеги наблюдают за работой друг друга. Семинары-практикумы проводят опытные педагоги и специалисты.
Методы игрового моделирования педагогического процесса повышают интерес к деятельности, способствую творческой активности, совершенствуют умения в решении реальных проблем воспитания детей и взаимодействия в коллективе. Специалисты ДОУ самостоятельно подготавливают и проводят консультации в нетрадиционной форме, что характеризует высокий уровень их профессионализма.
Разнообразные формы методической работы в ДОУ способствуют тому, что воспитателями ценят индивидуальность каждого педагога, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт, работают над поиском своего авторского почерка. Это дает возможность каждому педагогу самореализоваться как личность.
Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного педагогического климата в ДОУ. Оптимальный психологический климат – это такие оптимально-психологические условия, при которых в максимальной степени реализуются интересы коллектива и личности.
На существование в коллективе неформальных приятельских и дружеских микрогрупп педагогов, отсутствие конфликтов благотворно влияют совместное проведение досуга, свободное общение. Мероприятия, проводимые в ДОУ, способствуют созданию атмосферы психологического комфорта.
Для формулирования целей и задач дошкольного учреждения нельзя ограничиваться только проведением различных мероприятий, что влияет на каждого индивидуально, а также рекомендуется обследовать педагогические возможности коллектива в целом с помощью анкет.
Анкета для воспитателей:
1. Есть ли педагогические проблемы, которые Вас постоянно волнуют, или, как правило, Вы работаете на основе существующих конструкций?
2. Имеются ли у Вас педагогические идеи, усвоенные из литературы, выведенные из личного опыта или опыта коллег, которые Вы стремились положить в основу своей деятельности?
3. Есть ли у Вас потребность и необходимость систематически размышлять над собственными педагогическими идеями?
4. Считаете ли Вы, что Ваша текущее педагогическое планирование носит творческий характер?
5. В какой мере Ваша творческая деятельность предполагает реальное сотворчество с ребенком, его познавательную активность?
6. В какой мере и по каким параметрам Ваше педагогическое творчество согласуется с деятельностью коллег, их стилем работы?
7. Доставляет ли вам удовольствие излагать собственные педагогические идеи коллегам и убеждать их в плодотворности Вашего подхода?
Данная анкета дает возможность воспитателю оценить собственные педагогические взгляды, личное педагогическое ведение учебно-воспитательного процесса, дает возможность проанализировать себя, поработать над собой.
Совместная профессиональная деятельность педагогов – это профессиональная деятельность различных субъектов педагогического труда, осознающих себя совокупным субъектом профессиональной педагогической деятельности, объединенных общими целями, мотивами работать совместно, направленная на создание условий для развития и содействие в саморазвитии человека.
1. Знание педагога
1. Владеть основами необходимых знаний согласно нормативным документам (программа обучения, положение о дошкольном учреждении, концепция дошкольного воспитания).
2. Использовать в работе новейшие, передовые, новаторские методики.
3. Знать психологические особенности возраста детей.
4. Знать формы организации различных видов деятельности.
5. Владеть знанием методики и приемов обучения.
6. Знать индивидуальные особенности каждого ребенка.
2. Умения и навыки педагога
Аналитические
1. Анализировать, оценивать уровень развития игровой, театральной деятельности детей.
2. Оценивать деятельность детей по знаниям.
3. Уметь оценивать развитие детей своей группы.
4. анализировать деятельность других педагогов.
5. Анализировать, оценивать свою собственную деятельность.
Проектировочные
1. Проектировать развитие игровой деятельности, планировать приемы, направленные на ее развитие.
2. Планировать перспективы учебной деятельности детей.
3. Планировать развитие личности ребенка и коллектива в целом.
4. Обоснованно выбирать средства, методы и формы воспитательно-образовательной работы.
Конструктивные
1. Уметь отбирать демонстрационный и раздаточный материал, отвечающий дидактическим целям.
2. Проявлять гибкость в руководстве разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.)
3. Владеть умением делить каждое действие на отдельные операции.
Организаторские
1. Приобщать детей к творческой деятельности.
2. Уметь снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе.
3. Делится опытом с коллегами, своевременно приходить на помощь.
4. Быстро принимать решение и находить наиболее сильные средства педагогического воздействия.
Коммуникативные
1. Легко и быстро налаживать контакт с детьми.
2. Проявлять педагогический и психологический такт.
3. Управлять своим поведением, психологическим состоянием, проявлять терпение в общении, сохранять спокойствие и уравновешенность в экстремальных ситуациях.
4. Руководить общением в группе, решать детские конфликты, предупреждать их.
Личностные качества
Любить и уважать детей, проявлять к ним большой интерес, уметь сотрудничать.
2. Проявлять творчество в деятельности и интерес к работе.
3. Добросовестность
4. Требовательность к себе.
5. Гуманность.
6. Терпение и выдержка.
7. Владеть силой убеждения, авторитетом.