Получи документы

Мордовские народные игры

Наталья Радайкина
Мордовские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы

Мордовские народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны и имеют свои особенности, отражают формы общественной жизни, отношений и хозяйственной деятельности предков современного мордовского народа.

Мордовские игры решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка.

Публикация «Мордовские народные игры» размещена в разделах

Большое воспитательное значение имеют игры с соревнованиями. Особенно интересны игры «В платке», «В горшочке», «Курочки» и другие.

Многие мордовские игры, наряду с чисто спортивными элементами, содержат в себе интересный словесный материал. Это игры с постоянным м и импровизированным поэтическим текстом, с игровыми прелюдиями / молчанки, жеребьевки, считалки: Шарага - варяга, Устим - гарастим, Пиалок - сакалок, На десяти тетерок, Витьван - каралек!

Особых названий прелюдий у мордовского народа не сохранилось, поэтому почти повсеместно, говоря о той или иной прелюдии, употребляют соответствующую глагольную форму / «ловномо» - считаться, «кортамс» - сговориться, «пярямс» - / в этом значении / считать и т. д. /

Народные мордовские игры не потеряли своего значения и в настоящее время. Они просты, доступны детям дошкольного возраста.

Изгнание свиней

Собираются человек десять детей и бросают жребий, кому быть

«стариком», накрывают ему чем-либо голову, а кому достанется роль

водящего. Водящий обращается к старику:

Дедушка, в твоем огороде свиньи!

Ударь их! Выгони их!

А чем?

Палкой

Они перегрызут ее.

Ну веревкой!

Тоже перегрызут.

Диалог продолжается до тех пор, пока водящий не запнется. Другие

мальчики делают палочку, длиною в 9 см, вбивают ее в землю. Водящий

должен вытащить ее из земли зубами и убежать от них. Убегая, он бросает

палочку, а остальные игроки ищут ее. Если палочка найдена, то водящий

снова начинает. Игра продолжается до тех пор, пока детям не надоест.

Петушок

Дети берутся за руки и образуют круг. Один из игроков, «петушок» ходит

по кругу, останавливается перед каждым и спрашивает:

Бабай, а бабай, авакшке - Бабушка, а бабушка, нет ли курочки у

Арась кедьсэть? Тебя?

Ули, ды кудосо а эри. - Есть, да дома не живет.

Косо? - Где же?

Вана косо! - Вот где!

«Петушок» касается прутом головы того, на кого укажет бабушка, и

приговаривает: «кши, кши!» Тот или та бежит к своей хозяйке и берет ее за

руку. Так они проходят весь круг, и игра продолжается.

БолагасаНесколко детей садятся на землю в кружок так, чтобы коснуться друг друга коленями:

Фкя Петя, кафта Петя

Долаенна-болаенна

Пять, пять,судия

Понав пря Надия,

Церькав залу,

Самар балу,

Жулек-булек,

Цекарь-сюрок,

Нумол алу прочь листь.

На кого приходится последнее слово, тот выходит. Оставшийся водит -

ловит остальных, которые от него убегают.

Журавли

Из числа играющих выбирается «журавлиха» и «старушка». «Старушка»

садится в сторону на лужок и начинает вскапывать луг. «Журавлиха»

набирает себе «Журавлей»: остальные играющие берутся друг за друга за

Бабай, а бабай, месть тейнят?

Латко чуван

Латкось мезекс?

Ярмак вешнян

Ярмаксь мезекс?

Салмукс раман

Салмуксось мезекс?

Кескав сустан

Кескавсь мезекс?

Кевнеть пештян

Кевтетне мезекс?

Бабушка, бабуша, что делаешь?

Ямку копаю.

Ямка зачем?

Деньги ищу.

Деньги зачем?

Иголку куплю.

Иголка для чего?

Мешок сошью.

Мешок для чего?

Камешками наполню.

Камешки для чего?

Произносятся последние слова, «старушка» поднимается и начинает ловить «журавлей». «Журавлиха», подняв руки, защищается. «Журавлята кричат «Тур - лур, тур — лур». Когда «старушка» переловит всех журавлят, игра начинается вновь.

Белочки

В «белочек» играют девочки и мальчики летом. Кто - то становится «собачкой», а остальные «белочки». «Собака» ловит «белочек». Кого оно поймает, тот становится «собакой» и начинает ловить остальных.

Ворона

Игра такая же, как в «журавлей». Выбирают «ворону» и «наседку». Все

остальные - «цыплята». «Цыплята» ходят за наседкой по лугу. Им навстречу

выходит «ворона» и говорит:

Нарьвицка, а нарвицка, тута монень ве левекс!

Вай варака, а максан, а максан!

Ну мон весе левксэть салсесынь!

Наседка, а наседка, дай-ка мне одного цыпленка!

Вай, ворона, не дам, не дам!

Ну, я всех цыплят твоих перетаскаю!

И начинает ловить «цыплят». «Наседка» кричит: «Варык- варык!», а

ворона: «Пивь- пивь» и сама все ловит «цыплят». Когда всех переловит, игра

заканчивается. Бежать дальше установленного места нельзя. Если участников

игры много, то пойманные помогают водящему.

Палочки-стукалочки

По числу играющих заготавливаются палочки, длиной и толщиной с карандаш и дощечка длиной до одного метра. Это дощечка кладется на опору так, чтобы на длинный ее конец можно было положить палочки.

Когда все готово, выбирают «сторожа». Для этого один из играющих - «матка»- мажет незаметно для других палец карандашом, зажимает пальцы в кулак. Игроки указывают на один из зажатых. Кто выбрал вымазанный палец, тот и водит.

«Матка» подходит к дощечке и несильным ударом ноги нажимает на ее короткий конец. При этом палочки летят вверх и падают на землю. «Сторож» спешит собрать палочки и сложить обратно. Остальные тем временем прячутся.

Собрав палочки, «сторож» отправляется разыскивать партнеров по игре. А они, пользуясь тем, что «сторож» отошел от дощечки «дома», бегут к дому и разбрасывают палочки. Сами снова прячутся -и так до тех пор, пока «сторож» не опередит кого либо, не «застукает» в тот момент, когда он бежал к «дому».

Тканье полотна

Соберутся пять- шесть девочек (могут играть больше). Посчитаются, кому быть «челноком», а кому «ниткой». Все берутся за руки, поднимают их, «челнок» с «ниткой» проходят под руками, произнося при этом песенки. Проходят под рукой, к примеру, Оксиньи и поют: «Оксиньин холст ткем!» Проходят под Марьиной рукой и поют: «Марьин холст ткем!» Так «челнок» с «ниткой» проходят под руками всех девочек. Значит холст соткан. Игра начинается вновь.

В круги

Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и поют:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок,

И скорей кого - нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись!

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно

завязанными глазами. Когда дети кончают петь, они перестают ходить, а

водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору,

длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним

игрока. Тот, чье имя будет угадано, должен встать в круг, и игра продолжена

стоя.

Волк и гуси

Дети выбирают «хозяина» и «волка», остальные становятся «гусями». «Волк» прячется под «горой» - уходит в сторону. «Гуси» с «хозяином» находятся «дома», а потом отправляются в «поле» или на «луг» щипать травку.

«Волк» замечает «гусей» и начинает подкрадываться к ним. «Хозяин» в это время: «Гуси- лебеди, домой! Серый волк под горой!». «Гуси» его спрашивают: «Что волк там делает?» «Хозяин» отвечает: «Костер развел, вас жарить собирается! Как хотите, убегите, но себя поберегите!»

После этого «гуси» бегут «домой», а «волк» начинает их ловить. Когда он всех «гусей» переловит, игра прекращается.

Волки

Летом соберутся на улице пять-шесть маленьких мальчиков и девочек и

говорят: «Давайте верьгизнэсэ налксеме!» (Давайте в волков играть) К

примеру, Петя говорит: «Минь Вася марто ульдянок верьгизт, а тынь ломать»

(«Мы с Васей будем «волками», а вы «людьми».)

Вася с Петей отходят в сторонку и ложатся под куст, а остальные

выбирают место для «дома».

Выбрали место, взяли «серпы» (щепочки) и вышли на «поле» «жать».

Идут все рядком по лугу, наклоняются и взмахиваются руками- «жнут».

Приблизились к «волкам». «Волки» выскакивают из-за куста и кидаются на

«жнецов» (ловят их). «Жнецы с криками: «Вай, верьгист, верьгист!» «Вай,

волки, волки!» бегут домой. «Волки» ловят только одного. Немного

переждав, «люди» опять выходят «ждать» снова начинают их ловить.

Играют до тех пор, пока «волки» не переловят всех жнецов.

Зайцы

В «зайчиков» играют весной, летом и осенью мальчики и девочки вместе. Один игрок становится «собачкой», а остальные «зайчиками». Пока «зайчики» сидят, их ловить нельзя. Как только они начинают бегать, «собачка» устремляется за ними. Кого «собачка» изловит, тот тоже начинает ловить «зайчиков». Когда все «зайцы» будут пойманы, игра начнётся сначала.

Голуби

В игре принимают участие только пять детей. Чертят на земле

четырёхугольник и по углам становятся четыре человека, а пятый подходит

к одному из них и с тоской в голосе говорит: «Гуль - гуль». Тот его

спрашивает:

Косо гуляцев? - Где гуленька?

Тосковандан, эшис ваясь - Тоскую, в колодце утонула

Местема? - Почему?

Позада симома! -Брагу пить!

После этих слов все мальчики перебегают на новые места.

«Тоскующий» получает возможность занять место в углу, и кто- то остаётся

без места. И всё повторяется снова.

Ключи

В этой игре могут принять участие только пять детей. Четверо играющих садятся по углам дома, а пятый стоит посередине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает: «Леляй или (патяй, панжуматне тонь кедьсе?». («Дядя» или «тётя»,- у тебя ключи? Тот отвечает, указывая на соседа: «Оно лелянь или патянь кедьстэ кевксть». (Вон у дяди или у тёти спроси). Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует: «Кунчкасо вешнек!» (посередине поищи).

Ищущий отходит в середину, в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё- либо место. Кто- то опять остаётся без места и игра возобновляется снова.

Кулюкушки

Все играющие встают в кружок, «матка» в середине. «Матка»

дотрагивается до груди каждого игрока и произносят при этом:

Алыинда, тулыинда,

Миколок, КОКОЛОК,

Куды пря подков,

Подырман.

На кого пало слово «падырман», тот водит. Игра проходит так: «сторож»

закрывает глаза, считает до установленного числа, скажем, до десяти. После

слова «десять» говорит «Раз, два, три, четыре, пять - я иду искать!» К месту

«сторожа» (к дому) бегут играющие из своих укрытий, стараясь, чтобы

«сторож» не успел «застукать» их. Если играющий успел раньше «сторожа»

добежать до дома и крикнуть: «Чур, дома»', он до конца оказывается вне

игры. Тот, кто будет «застукан», сам становится «сторожем», и игра

продолжается.

Платочки

«В платочки» играли мальчики и девочки зимой в избах. Играющие

называли себя разными именами: «колокольчик», «цветок», «сундук» и

другие. Все участники сообщают водящему свои имена. Потом ему

завязывали глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот начинал

ловить игроков: когда поймает, должен узнать, назвать имя, выбранное

игроком. После водит тот, чьё имя угадано.

Курочки

«В курочек» играют мальчики и девочки чаще всего весной. Дети постарше сажают на лужайку в кружок маленьких детей, которые считаются «курочками», У каждого игрока - своя «курочка», только у одного нет. Он ходит по кругу и решает, у кого взять «курочку». Потом подойдет к кому — либо и тронет за голову его «курочку». «Хозяин» и тот, кто ищет «курочку», сразу же наперегонки пускаются бежать по кругу. Кто из них прибежит первым, тот становится «хозяином» «курочки», а оставшийся водит.

В прятки

В прятки играют весной и летом мальчики и девочки. Один игрок (выбранный) зажмуривает глаза, сидит или стоит в определённом месте, чаще всего, отвернувшись к стене или к углу, произносит текст какого - либо игрового приговора и ждет, когда все остальные спрячутся.

Когда все спрячутся, он идёт разыскивать их. Как только кого - либо найдёт, обнаруженный сразу пускается бежать к заранее определенному месту, где ловить нельзя («кон»). Если водящий догонит и дотронется до него рукой, то бежавший игрок начинает водить.

Горшочки

Каждый игрок выбирает себе «горшочек» - мальчика или девочку. Сажают детей в круг, а сами встают за их спинами. Один игрок, тот, что остаётся без «горшочка» подходит к одному из стоящих и спрашивает: «Мисак, шакшот?» (Продашь свой горшок). Тот отвечает: «Миса» (продам). При этом они дотрагиваются руками до «горшочка» и бегут по кругу в разные стороны. Кто успеет первым прикоснуться к голове «горшочка», тот становится его «хозяином». Игрок, оставшийся без «горшочка», начинает всё сначала.

Платки

В игре участвуют разное число детей (мальчиков и девочек). По желанию

выбирают «старика» и «старуху». Остальных играющих «старуха» называет

•платками» различных цветов. Они садятся на землю. Приходит «старик»:

Сюк. сюк, бабакай!

Озак. батькай!

Маряйне, руцятне ульхть?

Улыхть, да аф рамавихть.

Монь кафта сундукт ярмакон.

Р>пятнень рамасайне

Рамайть.

Здравствуйте, бабушка!

Садись, батюшка!

Слышал, платки есть у тебя?

Есть, да ты не в состоянии их купить

У меня два сундука денег.

Смогу купить твои платки.

Покупай.

После этого «старик» начинает отгадывать, какого цвета платки у «старухи». Чей цвет отгадает, тот бежит в сторону. Если «старик» догонит, то возьмёт- «купит». Бывает и так: побегает - побегает и сядет на своё место, тогда «стар\~ха» «окрашивает» его в другой цвет. А «старик» снова отгадывает. Игра продолжается до тех пор, пока не «купит» все «платки».

Литература:

1. Программа «Валдоня» для дошк. образ. учреждений РМ

Саранск «Красный Октябрь», 2001 г.

2. Брыжинский В. С., Серебряные цепочки: Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы».- Саранск, Мордовское книжное издательство, 2002 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет о развлечении «Народные игры»Фотоотчет о развлечении «Народные игры» Описание народных игр МКДОУ д/с «13 с. Арзгир Воспитатель: Солонина С. М. 1. «Малечена-калечина» Игроки выбирают водящего. Каждый игрок.

Русские народные игры. Картотека Картотека народных игр Русская народная игра «Ручеёк» Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе. Описание:.

Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Беседа «Мордовские народные сказки» Беседа «Мордовские народные сказки» Задачи: развитие интереса к литературным произведениям, желание слушать, рассказывать их, рассматривать.

Народные игры: хороводные и подвижные НАРОДНЫЕ ИГРЫ Народные игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную школу.

Народные подвижные игры Младшие группы Пальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим.

Презентация «Народные подвижные игры» Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Русские народные игры Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №65» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Русские народные подвижные игры МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик» Г. Тамбов Русские народные игры Составила инструктор по физической культуре Шарапова.

Сборник «Народные подвижные игры» Сборник НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ подготовила старший воспитатель МАДОУ д/с № 32 «Ромашка» Гаврилова Елена Александровна «Репка» Изображающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мордовские народные игры
Опубликовано: 23 января 2019 в 11:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мордовские народные игры» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Радайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД