Ирина Мельникова
«Моя педагогическая философия»
▼ Скачать +Заказ
Составила: Мельникова Ирина Евгеньевна Воспитатель МАДОУ «Волшебница»
Вспомните, как поражает упрямое, настойчивое стремление тонкой, хрупкой травинки пробиться сквозь грубую почву, порой сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь грубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных социальных приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданием живет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой. То, что будет заложено в детском возрасте, останется с человеком на всю жизнь.
Публикация «„Моя педагогическая философия“» размещена в разделах
Наконец-то обратили внимание государственные деятели на ценность дошкольного детства и особенности в образовании детей в этот период, подтверждение тому – дошкольное образование стало уровнем, а значит, нужны федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. По словам доктора психологических наук А. Г. Асмолова «стандарт дошкольного образования – это изменение всей системы образования. Как только вы уходите от знаний, умений и навыков, которые можно проверять, от жесткого рецептурного мышления, когда шаг в сторону расценивается как побег, вы сразу оказываетесь в очень сложной ситуации. Сегодняшние стандарты – это шанс изменить реальности». Все современные нормативные документы направлены на сохранение той индивидуальности, заложенной в ребенке от рождения.
Радует тот факт, что нет больше показателей, к которому мы должны «подогнать» образование наших дошколят. «Целевые ориентиры» - это та планка, к которой педагог должен стремиться в своей образовательной деятельности с детьми, но не натаскивать и не заставлять, порой искусственно поддерживая дисциплину в группе, где не все дети хотят заниматься тем видом деятельности, которые предлагает воспитатель. У каждого ребенка свои приоритеты и склонности. Наконец, у него просто плохое настроение и он не готов сегодня составлять описательный рассказ по картине. Но как сложно преодолеть собственные стереотипы и уйти от заорганизованности в образовательном процессе, непрерывной гонки за показателями. Ведь так легко посадить детей за столы и провести занятие, пусть и в игровой форме, но не отвлекаясь на пожелания того или иного ребенка порисовать, побегать или просто посмотреть в окно.
Возникает противоречие между требованиями, выдвигаемыми ФГОС и подходами к реализации образовательного содержания. Как организовать образовательную деятельность, чтобы не перегружать детей, чтобы учитывать их индивидуальность, чтобы «идти от ребенка», от его потребностей и желаний?
Интеграция – один из принципов образовательной программы и, на мой взгляд, он частично решает проблему, когда я объединяю образовательное содержание в различных видах деятельности. Это способствует учету разных потребностей моих воспитанников. Например, при проведении непосредственно образовательной деятельности я объединяю речевое развитие с художественным творчеством.
Еще я очень люблю наблюдать за детьми в самостоятельной деятельности. Именно тогда раскрываются истинные интересы и возможности каждого. Кто-то любит рисовать, кто-то предпочитает настольные игры, кто-то разворачивает сюжетную игру, привлекая окружающих своими актерскими умениями. В процессе наблюдения я установила, что старшие дошкольники ничуть не меньше малышей любят играть в игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они достаточно долго могут перекладывать крупу, либо выкладывать фигуру из счетных палочек, либо заниматься штриховкой. Неужели они отстают в развитии? Нет! Таким образом они расслабляются, отвлекаются от насыщенного дня, когда нужно столько успеть. Поэтому я сделала еще один важный вывод, раскрыть индивидуальность, склонности каждого ребенка можно, создавая предметно-развивающую среду. Она должна быть насыщенная, разнообразная, доступная. А самое главное, нужно достаточно времени, чтобы каждый воспитанник мог сделать выбор и наиграться!
Я хочу, да нет, просто обязана научить детей понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире. Каждый день ко мне приходят дети, я должна помочь им открывать что-то новое, ранее неизвестное, научить их мыслить, оценивать, анализировать, сопоставлять, обобщать. Пусть я сама еще не все знаю, не все умею, но я поделюсь тем опытом, которым обладаю. Я буду, счастлива, если мои знания помогут. У каждого моего воспитанника своя жизнь, своя семья, привычки, свой способ существовать в нелегком нынешнем мире. Мои дети могут стать друзьями, собеседниками, продолжателями нашего дела, а могут стать противниками всего того, чему отдана жизнь, что так дорого и ценно. Кем же они станут? Многое зависит от нас - взрослых, от нашей к ним любви, от нашей жизненной позиции, от степени доброты, которую мы проявляем к ним в дошкольном возрасте.