Зарубина Нина
«Моя Гатчина». Игры по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
1. Лото «Моя улица».
Цель: закреплять знания детей о зданиях, расположенных на улице К. Маркса.
Материалы: Большие карты с картинками, изображающими здания улицы К. Маркса и маленькие карточки.
2. Лото «Транспорт нашего города».
Цель: закреплять знания детей о видах общественного транспорта нашего города.
Оборудование: большие карты с картинками различного общественного транспорта нашего города, маленькие карточки.
3. «Волшебные кубики».
Цель: закреплять умение детей различать и называть различные достопримечательности г. Гатчины.
Публикация «„Моя Гатчина“, Игры по краеведению» размещена в разделах
Материалы: кубики с картинками, изображающими различные достопримечательности Гатчины (Приоратский дворец, Варшавский вокзал, Деревянный дом с узорами, Водонапорная башня, Собор апостола Павла, магазин «Сделай сам») на гранях, с изображением общественного транспорта, с изображениями помещений детского сада, с изображениями весенних цветов.
4. Разрезные картинки.
Цель: тренировать детей в умении собирать картинки с изображениями различных видов Гатчины.
Материалы: картинки с видами Гатчины, разрезанные на 10 частей.
5. Узнай по описанию.
Цель: учить детей узнавать объекты по описанию их особенностей.
Оборудование: картинки с изображениями достопримечательностей города Гатчины.
6. Выложи изображение.
Цель: учить детей выкладывать из геометрических форм изображения различных объектов (Приоратского дворца, детского сада, жилого дома, Варшавского вокзала).
7. Найди свою улицу.
Цели: закреплять знания детей об улицах, на которых они живут, учить детей находить на карте свою улицу.
Материал: карта города Гатчина.
Ход игры : детям даётся задание найти свою улицу на карте города. После того, как дети освоят эту игру, ее можно усложнить. Но этот раз перед детьми ставится задача разработать маршрут для какой-либо прогулки или экскурсии.
8. Отгадай, что за архитектурное сооружение.
Цели: закреплять умение детей узнавать архитектурные сооружения по описанию, закреплять умение детей составлять небольшие описательные рассказы по картинкам.
Материал: иллюстрации с изображением памятников архитектуры города Гатчина.
Ход игры : детям раздаются карточки с изображением архитектурных памятников, затем они по очереди рассказывают об архитектурных памятниках, не показывая карточки и не называя их. Остальные должны отгадать, о чем идет речь (на первом этапе рассказывать может взрослый).
9. Закрой изображение.
Цели: закреплять знания детей о тех геометрических формах, их которых можно составить изображение того или иного памятника архитектуры города Гатчина.
Материалы: карточки с изображением памятников архитектуры города Гатчина, набор геометрических фигур, различных по размеру.
Ход игры : детям предлагается различными геометрическими фигурами закрыть на карточке только изображение архитектурного сооружения, не закрывая всего остального.
10. Выложи изображение.
Цель и материалы те же, что и в игре 3.
Ход игры : детям предлагается выложить схематичное изображение различных архитектурных сооружений, используя различные геометрические фигуры.
11. Отгадай, что изменилось.
Цели: закреплять знания детей о памятниках архитектуры города Гатчина, закреплять умение детей находить сходства и отличия между двумя картинками, изображающими один и тот же объект (в разные времена года, изображен с разных сторон, изображен разными художниками).
Материал: карточки с изображением различных памятников архитектуры, по несколько карточек с изображение одного и того же объекта в разное время года, суток, снятого с разных ракурсов или нарисованного разными художниками.
Ход игры : ребенку или группе детей показывается несколько картинок одного объекта и предлагается рассказать, что изменилось.
12. Сложи из частей целое.
Цель: закреплять знания детей о родном городе и его архитектурных памятниках.
Материалы: кубики с разрезанными изображениями или разрезанные картинки.
Ход игры : детям предлагается собрать разрезанное изображение.
13. Отгадай, чего не стало?
Цель: закреплять знания детей об архитектурных памятниках Гатчины.
Материал: карточки с изображением гатчинских достопримечательностей.
Ход игры : детям показывают несколько карточек с достопримечательностями Гатчины. Затем им предлагают закрыть глаза и одну из карточек забирают. Дети должны определить, какой карточки не стало.
14. «Гатчинское лото».
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть Гатчинские достопримечательности.
Материал: большие карты, разделенные на 6 частей, в каждой части – картинка с изображением архитектурных памятников Гатчины; маленькие карточки с изображением архитектурных памятников Гатчины.
Ход игры : ведущий показывает маленькие карточки, играющие забирают эти карточки и закрывают ими точно такие же на больших картах. Выигрывает тот, кто первым заполнит карту.
15. «Домино».
Цель: та же, что и в игре 8.
Материал: карточки «домино», разделенные на две части, в каждой части схематичное изображение архитектурных памятников Гатчины.
Ход игры : как в обычном «домино».
16. «Путешествие по Гатчине».
Цели: тренировать детей в ориентировке по карте Гатчины, закреплять знания детей об архитектурных памятниках Гатчины.
Материал: карта Гатчины – представляет собой игровое поле: по улицам нарисованы цепи кружочков, в некоторых из них вопросительный знак, достопримечательности обозначены красным кружочком с цифрой и схематическим изображением данной достопримечательности; маленькие карточки с вопросами о достопримечательностях Гатчины, в верхнем правом углу каждой карточки – кружок с цифрой от 1 до 3; набор кружочков с цифрами от 1 до 3, кубик с числовыми фигурами.
Ход игры : дети бросают кубик по очереди и делают столько шагов с кружочка на кружочек, сколько очков выпало, если они попадают на, то берут карточку с вопросом, при правильном ответе получают 1, 2 или 3 очка; если попадают на какую-либо достопримечательность, то берут себе фишку (1, (2, (3, в зависимости от того, какая цифра написана на кружке, обозначающем достопримечательность. В игру можно играть сколь угодно долго. Если ребенок дошел до конца дорожки, он может либо пойти назад, либо перейти на любую другую дорожку. В конце игры каждый подсчитывает количество очков. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков.
17. «Подбери заплатку».
Цель: Тренировать детей в умении создавать целое изображение из отдельных частей. Тренировать детей в счёте в пределах 10 и в различении геометрических фигур.
Ход игры : Детям предлагается фотография архитектурного сооружения или достопримечательности Гатчины с отсутствующими кусочками разной формы, отдельно даётся набор «заплаток». Необходимо подобрать нужные «заплатки» и «починить» фотографию.
18. «Прогулки по парку».
Цель: Закреплять знания детей об архитектурных памятниках Гатчины и их местонахождении.
Ход игры : Детям предлагается игровое поле (как для игры – путешествия); фишки и кубик с числовыми фигурами на гранях. Играют 3 – 4 человека. Играющие по очереди бросают кубик и делают столько «шагов», какое число выпало. Выигрывает тот, кто первый доберётся до конца пути.
19. Времена года.
Цель: Закреплять знания детей о том, как выглядит Гатчина в разные времена года.
Ход игры : Детям предлагаются серии картинок о Гатчине в разные времена года. Дети раскладывают картинки по порядку от зимы и называют все времена года, объясняя своё мнение.
20. Гатчинская азбука.
Цель: Учить детей определять первый звук в слове. Тренировать детей в различении архитектурных памятников Гатчины.
Ход игры : Детям предлагается большой лист с изображением букв и отдельные картинки с изображением гатчинских достопримечательностей. Играющие подбирают каждой букве картинку, название изображения, на которой начинается с этой буквы.
21. Сложи слово.
Цель: Тренировать детей в умении складывать отдельные слова из букв.
Ход игры : Детям предлагаются карточки с отдельными словами (названиями архитектурных памятников Гатчины). Играющие выкладывают эти слова из отдельных букв.
22. Сложи схему слова.
Цель: Тренировать детей в умении различать гласные и согласные звуки.
Ход игры : Детям предлагаются карточки с названиями достопримечательностей Гатчины и набор кружочков красного и синего цвета. Играющие выделяют гласные звуки – красным, а согласные звуки – синим. Позднее игра усложняется, добавляются кружочки зелёного и чёрного цвета (мягкие и твёрдые согласные).
23. Лото – «Архитектурные памятники».
Цель: Тренировать детей в умении узнавать архитектурные памятники по их описанию.
Ход игры : Детям предлагаются большие карты с изображениями различных достопримечательностей Гатчины. У ведущего находятся маленькие карточки с описанием этих достопримечательностей. Ведущий читает эти карточки, а играющие должны узнать их и закрыть изображение этого памятника.
24. Сложи мозаику.
Цель: тренировать детей в умении складывать целое изображение из отдельных кусочков.
Ход игры : Игра проводится по аналогии с игрой «Разрезные картинки», только деталей гораздо больше и они разной формы.
25. Найди, где находится.
Цель: Тренировать детей в умении ориентироваться по карте.
Материалы: Карта города Гатчина. Карта гатчинского парка. Маленькие картиночки с изображением достопримечательностей.
Ход игры : Дети берут карточки с изображением достопримечательности и ищут на карте место, где она находится