Наталья Панкратьева
Метод проектов в приобщении дошкольников к истокам и ценностям региона «Мой северный край — Таймыр»
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в приобщении дошкольников к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем
«Мой северный край - Таймыр»
статья
Экологическое образование детей — важная составляющая всей системы образования, позволяющая человеку гармонично сосуществовать с миром природы. Одной из ведущих тенденций на современном этапе развития экологического образования дошкольников является реализация регионального компонента. Эта стратегия определяет пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе формирования культурно-образовательной среды региона. Кроме того, в нормативно-правовых документах, связанных с системой образования, отмечается необходимость создания регионального компонента образования, отражающего природные, социальные, культурные, исторические условия, влияющие на развитие экологического воспитания детей.
Публикация «Метод проектов в приобщении дошкольников к истокам и ценностям региона „Мой северный край — Таймыр“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.
В каждом крае есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
В комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой, уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.
Актуальность темы связана с проблемой сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры и искусства народов Крайнего Севера. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с родным краем.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Формирование экологической культуры на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом особенностей этнических культур.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Развивать и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать обобщенное представление о народах Крайнего Севера.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Крайнего Севера — долганы, ненцы, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов, воспитывать добрые чувства.
3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.
4. Подготовка дошкольников к реализации деятельного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем.
5. Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству народов Крайнего Севера, уважение к труду.
6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас, в процессе ознакомления с природой родного края.
7. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях региона, города, социальных акциях.
Ознакомление старших дошкольников с родным краем посредством проектной деятельности
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Решая задачи ознакомления дошкольников с родным краем, работа педагога должна строиться в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
• "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; - деятельностный подход;
• развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам.
Комплексно – тематическое планирование в подготовительной группе
Месяц Тема Содержание работы Связь с другими видами деятельности
Сентябрь «Легенды северной земли» Рассказ – презентация Знакомство с легендой о происхождении полуострова Таймыр.
Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями.
Беседы: «Наша страна -Россия»; «Мы на севере живем»
Рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Арктика – мой дом». Рисование на тему: «Мой родной край».
Путешествие по карте.
Пометки на карте с помощью значков городов Норильск, Кайеркан, Дудинка, реки Енисей.
Октябрь «Край северного сияния.
Малая география» Знакомство с разнообразием природных ископаемых. Рассматривание коллекции камней и минералов. Работа с картами края, с понятием «полуостров Таймыр», «Красноярский край», «Крайний Север». Просмотр видеофильма о Таймыре. Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края».
«Чем наш край отличается от других», «За что мы любим нашу «малую Родину». Сюжетно-ролевая игра «Мы путешественники».
Ноябрь «Летопись города Норильска» Знакомство с историей города Норильск (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности, геральдика). Рассматривание фотоальбома «Прошлое и настоящее Норильска». Рассказ об особенностях и своеобразии городов Талнах, Дудинка, Оганер, Кайеркан. Рассматривание иллюстраций из книги «Город, который люблю»
Рассматривание слайдов, слушание песен. Игра «Фотограф»
Рассматривание фотоальбома «Города Заполярья».
Рисование «Город будущего». Беседы
«Куда мы поведем гостей нашего города», «Визитная карточка города - герб», «Город и горожане.
Изготовление макета нашего города.
Декабрь «Край мой многоликий» Экскурсия в мини-центр. Знакомство с народностями, проживающими на территории Таймыра, с ремеслами народов Севера, предметами быта, сделанными своими руками, их назначением. Знакомство с традиционными занятиями (оленеводство, охота, рыболовство).
Беседа на тему: «Особенности проживания коренного населения», «Обычаи долган, ненцев и нганасан», «Что нам расскажет одежда коренного населения?». «Праздники тундры». Беседы-ситуации: «Что расскажем и покажем мы гостям тундры?». Чтение сказок народов Севера, рассказов и сказок местных авторов, их обсуждение. Творческая мастерская: изготовление поделок с бисером, мехом.
Январь «Секреты чума» Знакомство с народными обычаями
Традиционные занятия (плетение, вышивка, бисер, резьба по дереву, кости). Знакомство с фольклором северных народностей, их музыкальными инструментами. Знакомство с играми народов Севера. Рассматривание макета чума, особенности конструкции. Театрализация сказки «Хозяйка огня».
Музыкальное развлечение
«Праздник Солнца - Хейро».
Февраль «Заниматель-
ный гербарий» Знакомство с растительным миром Севера, его разнообразием и возобновляемостью. Показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания. Знакомство с лекарственными растениями тундры; дать представления о простейших способах использования лекарственных растений; воспитывать интерес и бережное отношение к растениям тундры. Подбор и оформление альбома «Растительный мир Севера». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов. Беседа «Что такое Красная книга?» (просмотр фотографий растений из Красной книги)
Март «Животный мир Севера» Экскурсия в Музей истории освоения и развития НПР. Показать детям разнообразие животного мира, познакомить с условиями, в которых обитают животные и зависимость от окружающей среды. Подбор и оформление альбома «Животный мир Севера». Рисование на тему: «Животные Севера». Рассматривание иллюстраций, беседа о перелетных и зимующих птицах. Рассматривание животных из «Красной книги Красноярского края». Создание рукописной Красной книги.
Апрель «Каменные сказки» Музей истории освоения и развития НПР. Знакомство с полезными ископаемыми, добываемыми на территории Таймыра. Знакомство с деятельностью горно-металлургической компании, с основными профессиями, с продукцией комбината.
Подразделения комбината, их назначение.
Природоохранные мероприятия. Беседа на тему: «Полезные ископаемые, их добыча и использование». Подбор материалов и оформление альбома «Промышленность Большого Норильска».
Рассказы детей «Мой папа – шахтер», «Мой папа – плавильщик». Беседы «Моя будущая профессия».
Сбор коллекции минералов.
Май «Знатоки» Итоговая викторина
При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагая различные варианты решения проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально - творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.