Зульфия Шагиева
Конспект занятия «Мой любимый Башкортостан!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширить знания детей о Республике Башкортостан.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о родном крае, столице, культуре, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжать знакомить детей с государственной символикой, с башкирским героем, народными играми, башкирскими национальными блюдами.
Развивающие:
- Продолжать развивать связную речь детей.
- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные
Публикация «Конспект занятия „Мой любимый Башкортостан!“» размещена в разделах
- Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане,
рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание
стихотворений о Башкортостане, подвижная игра «Юрта», дидактические игры.
Словарная работа: Родина, малая Родина, родной край, курай, кубыз, домбра, кумыс, очпочмак, баурсак, айран, корот.
Материалы и оборудования: презентация к занятию, картинки на котором
изображено соцветие курая, карта, герб, флаг Башкортостана,
гимн Башкортостана, музыкальный инструмент курай, аудиозапись курая.
Ход проведения.
1. Психогимнастика.
Воспитатель начинает ООД с приветствия в кругу:
- Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Давайте мы вместе поприветствуем гостей!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: (Слайд 1)
Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, закрыть глаза и немного пофантазировать. Представьте, что ярко светит солнце,
дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем чистый и свежий воздух родного края, нам
хорошо и приятно находиться в окружении природы. (Играет спокойная
мелодия). Мы здесь родились, здесь живут наши родители, наши
бабушки и дедушки, мы здесь научились разговаривать, ходить,
нашли себе друзей.
Воспитатель: (Слайд 2)
Мы представили, как сказочно красива природа родных мест! А почему нам всегда кажется, что родные края красивее, родные реки хрустальнее, а родные травы душистее?
Дети: Это наше село, где мы родились и живём. Вместе с нами живут близкие, родные нам люди.
Воспитатель: Правильно, ребята. Родина - это место, где человек родился, живет, создает семью.
Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина. Как называется наша Родина? (Слайд 3)
Дети: село Кандры.
Воспитатель: Верно, мы живем с вами в Республике Башкортостан, в селе Кандры Туймазинского района.
Воспитатель: (Слайд 4)
Послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима «О березовом
листе». Подумайте, с чем сравнивает автор свою Родину.
Амира
М. Карим «О березовом листе».
Взгляни на глобус.
Вот он шар земной
На нем Башкирия
с березовый листок величиной.
Всего лишь на всего
Не больше
обыкновенного листа,
Береза же – великая Россия -
Так зелена, так высока!
Воспитатель: С чем сравнивает автор свою малую Родину? (показываю границы Башкортостана)
Дети: Автор сравнивает малую Родину с березовым листом.
Воспитатель: Разглядывая на карте Республику Башкортостан, писатели сравнивали ее форму с сердцем или ладонью, сложенной для рукопожатия. Народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму очертания родной республики напомнили очертания березового листа.
Воспитатель: А вы чем бы сравнили нашу республику? Как, по-вашему, на что она похожа?
Дети: она похожа на сердце, на березовый лист.
Воспитатель: Сегодня мы вспомним все, что знаем о нашей малой Родине и продолжим знакомиться с нашей республикой. Подробнее узнаем, чем же она хороша и необычна, нам поможет волшебный цветок. Ой, что случилось? Соцветия волшебного цветка упали, как же нам быть?
Воспитатель: Собрать волшебный цветок помогут нам ваши знания. Оказывается, под каждым соцветием спрятаны задания, которые нам нужно выполнить правильно, и тогда мы сможем собрать волшебный цветок. Попробуем!
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание называется «Города».
Воспитатель: Ребята, а какой город является столицей нашей республики? Дети: Столица нашей республики город Уфа (Слайд 5)
Воспитатель: Правильно. А какие еще города есть у нас в Башкортостане?
Давайте назовем другие города нашей республики.
(Слайды 6-11)
Дети: Туймазы, Октябрьский, Стерлитамак, Сибай, Бирск, Салават и т. д.
Воспитатель: Что же нас ждет под следующим лепестком? Посмотрим. (Папка с изображением людей в национальных костюмах).
(Слайды 12-15)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают на территории нашего края?
Дети: башкиры, татары, марийцы, русские.
Воспитатель: Правильно, люди разных национальностей дружно живут в нашей республике - башкиры, татары, марийцы, русские, немцы и т. д
И с этим заданием мы справились.
Воспитатель: А теперь нам с вами нужно немного отдохнуть. Поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта». (Слайд 16)
Воспитатель:Открываем следующий лепесток. Нужно назвать национальные
башкирские инструменты.
Дети: Курай, кубыз, домбра. (Слайды 17-19)
Воспитатель: Поговорим о курае. Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
«Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень
сорвал стебель, сделал в нем дырочку, подул – и снова услышал те же
приятные звуки».
А теперь я вам предлагаю послушать мелодию курая.
Воспитатель: Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край - поля, реки, леса. (Слайд 20)
Воспитатель: Открываем следующий лепесток. Дети, кто знает какие реки и озёра есть в наших краях?
Дети: Кандры-куль, р. Нугуш, р. Белая. (Слайды 21-22)
Воспитатель: Очень красивые реки и озера, как :Кандры-куль, Аслы-куль, р. Нугуш, р. Усень, р. Белая, р. Уфимка.
Воспитатель: Нас ждет следующий лепесток. Слушаем задание. Ребята, кто может назвать башкирские национальные блюда? (Слайды 23-24)
Дети: Очпочмак, баурсак, зур бэлеш, корот и т. д.
Воспитатель: Хорошо. Вы молодцы! (Слайд25)
Воспитатель: Есть и очень вкусные и полезные напитки, как айран и кумыс.
Наш край славится целебным напитком - кумысом. Как вы думаете, какое оно на вкус, кто попробовал?
Дети: это кислое молоко.
Воспитатель: Да, это кислое кобылье молоко. (молоко лошади)
Воспитатель: Как вы думаете, чем еще славится наш край? Все, наверное, пробовали этот удивительно полезный продукт, сладкий на вкус, что это?
Дети: мед! (Слайды 26-27)
Воспитатель: Конечно же, башкирский мед – это один из самых вкуснейших и целебных продуктов мира. Особенно полезен башкирский липовый мед, потому что именно в Башкортостане много липовых деревьев.
Я вам предлагаю попробовать и понюхать, ощутить аромат башкирского
мёда. (дети пробуют мед и делятся впечатлениями)
Воспитатель: Дети, хочу задать вам нелегкий вопрос. Какие полезные ископаемые, природные богатства добывают жители Башкирии?
Дети: газ, золото.
Воспитатель: Да, дети, наша малая Родина очень богата и природными ископаемыми и растительностью. (Слайды 28-29)
Воспитатель: У нас есть ещё последний лепесток. Если мы поставим это соцветие, у нас что получится?
Дети: цветок курая. (Слайд 30)
Воспитатель: Да, конечно же, курай. А как вы думаете, почему же этот цветок называют волшебным?
Дети: Курай является эмблемой, визитной карточкой нашей республики. Поэтому он изображается в государственных символах нашей республики.
Воспитатель: Что является государственными символами РБ?
Дети: герб, флаг, гимн. (Слайд 31)
Воспитатель: Кто изображён на фоне восходящего солнца на гербе?
Дети: Салават Юлаев.
Воспитатель: Верно. Кем он является для башкирского народа?
Дети: национальным героем, поэтом, воином, джигитом.
Воспитатель: По краю герба расположен башкирский национальный узор.
Под гербом флаг нашей республики. Он трехцветный: синий, белый, зеленый. Что обозначают цвета? (Слайд 32)
Дети: Синий – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.
Воспитатель: Что еще мы называем государственной символикой? (Гимн.) Когда звучит эта торжественная музыка?
Дети: На торжественных мероприятиях, праздниках. Гимн слушают молча и стоя. (демонстрация портрета президента Республики Башкортостан – Хабирова Радия Фаритовича.) (Слайд 33)
Воспитатель: Молодцы, дети. Мне понравилось как вы достойно слушали гимн, как вы активно участвовали на этом интересном занятии. Знакомство с
нашей прекрасной Республикой подошло к концу. О чем мы с вами сегодня говорили? (Слайд 34)
Дети: о нашей республике, национальностях, блюдах, музыкальных
инструментах и т. д.
Воспитатель: С какой легендой вы познакомились?
Дети: С легендой о курае.
Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете про нашу республику и многое нам еще предстоит узнать.
Воспитатель: Ребята, а как называется наше село? В какой садик вы ходите, как называется наша группа?
Воспитатель:Давайте встанем в круг и послушаем стихотворение о Башкирии.
Башкирия – чудесная земля!
Кругом сады, зелёные поля!
На зорьке тихо солнце ясное встаёт,
Как лебедь, Агидель плывёт.
Воспитатель: Спасибо за внимание!
Давайте угостим наших гостей национальным блюдом баурсак.