Марина
Конспект ОД в средней группе «Мой край родной — Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Продолжать формировать представление о России, как о родной стране.
2. Формировать простейшие географические представления о России в целом и Уральских горах.
3. Активизировать в речи детей слова – определения: Урал – батюшка, Седой Урал, каменный пояс, жемчужина природы.
4. Продолжать развивать умение принимать участие в общей беседе, отвечать на вопросы, строить простые предложения.
5. Развивать интерес к природным богатствам родного края – уральским самоцветам.
6. Развивать познавательный интерес к родному краю.
Публикация «Конспект ОД в средней группе „Мой край родной — Урал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
7. Развивать внимание, память – узнавать герб г. Челябинска.
8. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) : у детей сформированы духовно-нравственные чувства, ценности о своей малой родине Уральском крае.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, музыкально – художественная.
Методы и приемы реализации содержания занятия: словесный (рассказ, беседа, наглядный (показ, демонстрация, практический (игра).
Активизация словаря: Урал – батюшка, Седой Урал, каменный пояс, жемчужина природы.
Предварительная работа: рассматривание и работа с картой России и Челябинской области, беседы о символике города, рассматривание иллюстраций по данной теме, чтение стихотворения “Живу я в глубине России” Л. Татьяничевой, башкирской сказки «Урал богатырь».
Материалы и оборудование: Игрушка Хозяйки медной горы, карта России и Челябинской области, картинки Уральских гор, магнитная доска, магниты, иллюстрации с изображением богатыря из башкирской сказки, иллюстрации алмаза, изумруда, яшмы, изображение герба г. Челябинска.
Ход:
1. (Звучит русская народная мелодия. Воспитатель вносит куклу - Хозяйку медной горы)
(В) Здравствуйте, дорогие дети!
Милые, желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Давайте знакомиться. Я – Медной горы хозяйка.
Интересно, а к добрым ли людям я сегодня пришла? (ответы детей)
(В) Давайте передадим друг другу частичку радости от нашей встречи.
«Я рада, что мы вместе …» (поворачивается к ребенку справа, называет его по имени и пожимает руку, затем предлагает передать рукопожатие по кругу другим детям).
2. (В) Как приятно, что я попала в гости к настоящим друзьям. Ребята, а называют меня Хозяйкой, потому, что я много-много всего интересного знаю об уральском крае. Люблю книги читать, люблю карты изучать. Хотите, и вас этому научу? (ответы детей)
(В) Посмотрите, ребята, что это? (ответы детей)
Правильно, это карта.
«На карте мира не найдешь,
Дом, в котором ты живешь.
Даже улицы родной,
Не найдешь на карте той.
Зато всегда на ней найдешь,
Свою страну, свой общий дом»
Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей)
Да, правильно, Россия.
Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть и леса, и моря, и реки.
Скажите, пожалуйста, что на карте, обозначено, синим цветом? (ответы детей)
А что обозначено зеленым цветом? (ответы детей)
Как вы думаете, что обозначено коричневым цветом? (ответы детей)
В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Как вы думаете что это?
(Д) (ответы детей)
(В) Это и есть, ребята, Уральские горы, знаменитая каменная страна Урал. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка», потому, что Уральские горы самые древние, очень старые. А само слово «Урал», в переводе с башкирского языка, означает «пояс». Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом».
Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. Посмотрите на карту, как растянулся Урал-пояс с севера на юг.
Справа от Уральских гор - восток, там всегда солнышко, что делает? (дети – встает). А давайте скажем полным предложением (дети – солнышко встает на востоке).
А слева - это запад, туда солнышко… (дети – солнышко спать ложится, правильно ребята - западает за горы, спать ложится.
Об Урале знают не только в России, но и в других странах. Его не зря называют жемчужиной природы.
Откуда этот камень — самоцвет?
То розовый, то красный, то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной‘?
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как звук летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Урал, ребята, - родина алмаза, изумруда, яшмы, малахита и др. камней. А я - хранительница этих всех самоцветов.
Самоцветы эти славятся по всему миру. Только собирать их очень трудно, рассыпались они по горам. Попробуем собрать уральские самоцветы? Я уверенна, что у вас получится. Сейчас нам с вами нужно провести раскопки и добыть в уральских горах драгоценные камни малахиты, которые имеет зеленую окраску (показать картинку малахита).
Игра «Геологи» два набора собранного конструктора в виде двух «скал», нужно выбрать только зеленые детали «малахит».
Молодцы, ребята. А что можно делать из драгоценных камней? (ответы детей - украшения для женщин, сувениры, шкатулки). Всю эту красоту создают народные умельцы. Не зря говорят, что уральский народ дружный и трудолюбивый, вы сейчас это доказали-поработали на славу. Молодцы!
Скажите, ребята, а где мы можем встретить камни? (ответы детей).
Верно, везде: в реке, в озере, на дороге, в лесу. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы наши Уральские горы (рассматривают картинки Уральских гор). Опишите их, какие они (ответы детей).
(В) Ребята, а как называется город в котором мы с вами живем (ответы детей) – Челябинск, верно.
Смотрите какой герб. Что на нем изображено? (верблюд). Что же это значит? Неужели у нас в Челябинске верблюды живут? (ответы детей)
Когда-то караваны здесь прошли,
А верблюжонок маленький остался.
И где-то - в серединочке Земли,
Чуть было он совсем не затерялся.
Нашли его, помыли, причесали,
И в городе навечно прописали.
(В) В давние, давние времена, когда не было еще ни машин, ни поездов, ни самолетов все товары везли на лошадях и верблюдах. И дорога эта проходила как раз через Челябинск. И поэтому с тех пор на гербе нашего города и Челябинской области - гордо шагает верблюд.
Ребята, предлагаю вам игру – «Собери пазл», но не простой, а герб нашего города. Попробуем?
Молодцы ребята, справились!
А кто знает, ребята, чем знаменит наш город Челябинск. (ответы детей).
Правильно, дети, в городе есть Тракторный завод, где делают трактора. А в годы войны, здесь изготовляли для фронта… (танки, а город называли Танкоград.
Стихотворение о Танкограде.
И вышел из цеха, и ехал по тракту
На поле сражений первый наш трактор.
Он сделался танком – так Родине надо!
И город назвали тогда Тангоградом.
- Ну что ж, ребята, пришла пора нам прощаться. Я хочу каждого из вас поблагодарить за то, что вы были очень внимательными и активными.
Скажите, пожалуйста, ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)
А почему люди говорят «Седой Урал», «Урал – батюшка»? (потому, что Уральские горы самые древние, очень старые)
А какие богатства они хранят? (ответы детей)
Чем знаменит наш Челябинск? (ответы детей)
А что нового вы узнали о Южном крае? (ответы детей)
Чем вам интересен наш край? (ответы детей)
Ребята, вы такие молодцы, все правильно сказали. Предлагаю вам дома рассказать мамам и папам, что вы сегодня нового узнали о нашем родном крае – Урале.