Любовь Вдовиченко
Викторина «Мой край родной, таинственный Ямал»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой край родной, таинственный Ямал
Цель:
- воспитывать чувство любви к тундре, к национальной культуре и
традициям ненецкого народа.
Задачи:
- познакомить с историей округа, района;
- привить любовь к Малой Родине;
- воспитывать чувство гордости за свой край, народ;
- развивать интерес воспитанников к приобретению новых знаний и коммуникативных способностей детей.
Оформление: мультимедийная презентация, рисунки детей, цветные карандаши, фломастеры, белые листы А4.
Ход мероприятия
Воспитатель:
Публикация «Викторина „Мой край родной, таинственный Ямал“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
В памяти каждого человека в тайниках его души живет самое дорогое и сокровенное - Родина. Маленькая или большая, она, подобно огню, обогревает его. Мы живем на Крайнем Севере, на Ямале. Ямал наш край родной, частица нашей родины. Сегодня мы будем говорить о нашей прекрасной и удивительной земле. Ямал - край Земли - так звучит в переводе с ненецкого языка на русский название полуострова. За ним Северный Ледовитый океан. Первые люди появились в глубокой древности. Они пришли сюда с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее на Обской Север пришли самодийцы - предки ненцев и селькупов. Торговые люди называли этот край Югрой или Югорской землей. В первоначальных представлениях о богатствах Югры и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени падают там, на землю как дождь из туч, называли этот край «самородный зверинец», «кладовая мягкой рухляди».
Ребёнок 1
Я - мал, Я - мал -
Он говорит сам за себя.
Он маленький,
Совсем не великан.
Ямал, Ямал,
Ты - Родина моя,
Я так люблю тебя, хоть ты и мал.
Ребёнок 1
Люблю тебя, седой Ямал!
ты - край снегов,
Ты - край полярного сиянья,
России нашей достоянье.
Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.
Живи, Ямал, и процветай
И будь, Ямал, ещё прекрасней!
Воспитатель. Дорогие ребята и гости! Мы очень рады видеть вас!
Сегодня мы собрались, чтобы поздравить ЯМАЛ с днем рождения. С
Праздником Ямал! (хлопают).
Упражнение «Частичка тепла»
Чтобы наше мероприятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим, друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.
Огромное солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя поделить.
А капельку счастья, вниманья, участья,
Ты можешь, ты должен друзья подарить.
А теперь приступит к определению темы нашего мероприятия.
Воспитатель: Попробуйте сформулировать тему нашего мероприятия.
Воспитанники: «Мой край родной, таинственный Ямал»
Воспитатель. Мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю. Это полуостров Ямал. Проведем Викторину «Мой край родной, таинственный Ямал» и выясним, кто, же на этом занятии станет знатоком родного края. А помогут нам в этом уважаемые члены жюри, которые будут оценивать ваши ответы.
(представление членов жюри)
Тур I Представление команд
Воспитатель. Представляем участников, (оценивается оригинальность представления, название команды и эмблема.) За этот конкурс участникам дается по 2 балла.
команды:
1 группа –
2 группа –
3 группа –
4 группа –
5 группа –
Тур II «Вопрос - ответ» (командам по очереди задаются вопросы). За каждый правильный ответ по 1 баллу.
1. В каком году образовался Ямало-Ненецкий автономный округ? (10 декабря 1930г)
2. Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и живем? (Ямал)
3. Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале (северянами)
4. Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)
5. Назовите столицу нашего округа. (Салехард)
6. Как называется город в котором мы живём? (Муравленко)
6. Назовите Ф. И. О. губернатора нашего края? (Дмитрий Андреевич Артюхов)
7. Что изображено на гербе нашего округа? (по бокам два белых медведя, корона и в середине олень)
8. Какую северную ягоду называют «диким виноградом»? (клюква)
9. Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, звероводство, оленеводство, рыболовство.)
10. Какой древесный гриб используется в традиционный медицине или в культовых обрядах. (Чага)
11. При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)
12. При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хоре)
13. Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)
14. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)
15. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)
16. Назовите разновидность обуви у северных народов (унты, пимы, бурки)
17. Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная смородина, морошка, можжевельник)
18. Какой кустарник на территории нашего округа живёт более 800 лет. (Можжевельник)
19. Какой гриб ненцы называют «ведьминой табакеркой» (Гриб дождевик)
20. Как называется окружная газета Ямало-Ненецкого округа? (Красный север)
Воспитатель. Кто знает, народы, каких северных национальностей живут в нашем округе?
Дети: ханты, ненцы, коми, зыряне, селькупы.
Воспитатель. Правильно, ребята. Бескрайние просторы тундры и тайги издавна населяют малые народы севера. А как вы думаете, чем эти народы отличаются друг от друга?
Дети: языком, песнями, танцами, играми, одеждой.
Воспитанница:
Ямал - родина малочисленных народов Крайнего Севера : ненцев, ханты, селькупов и др. Северных народов проживает на Ямале 26 национальностей. Важнейшими отраслями хозяйства коренных народов издревле были и остаются оленеводство, рыболовство, охота. Сегодня на Ямале регистрируется более 700 тысяч оленей. Природа нашего края очень сурова, но в то же время и добра. Зима длится очень долго, короткое лето, но очень красивое. Природа щедро наградила наш край запасами полезных ископаемых. Нефть и газ - величайшее национальное богатство. В настоящее время насчитывается более 200 месторождений газа, в нашем округе добывается 90% газа России.
Тур III «Работа с картой ЯНАО»
Показать на карте районы: Ямальский, Тазовский, Красноселькупский, Пуровский, Надымский, Приуральский, Шурышкарский и перечислить города: Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый - Уренгой, Тарко - Сале, Губкинский, Муравленко, Ноябрьск.
Тур IV «заячьи уши»
У каждой команды лежат листочки с рисунком орнамента «заячьи уши» Надо будет рисунок нарисовать и разукрасить по вкусу. А жюри оценят, ваше творчество. За этот конкурс даётся по 2 балла.
Загадки для зрителей:
1. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (сова)
2. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается,
От врагов спасается. (олень)
3. Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. (собака)
4. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (куропатка)
5. Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. (белка)
6. Какой петух
Порою глух?
Сел на елку на сучок
Бороды торчит клочок,
Как летун он плоховат,
А порою – глуховат. (глухарь)
7. Ягодки в лесу на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника,
Ищем что мы?. (Голубику)
8. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)
9. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка. (морошка)
10. Она считается символом России,
Ее можно сравнить с молодой девушкой.
В тундре она растет маленькая,
Но вырастает большой в лесу или в поле. (Береза.)
Тур V «Собери и объясни примету»
Воспитатель. Тундра для ненцев - это огромный, просторный чум. В ней он
знает каждую равнину, сопку по известным ему приметам: шепоту земли в
полярную ночь и стужу. Северяне бережно чтят природу родного края, чтобы
сохранить ее для будущего поколения. Приметы-наказы предков об отношении
к жизни, к людям, к животным. Постарайтесь собрать и объяснить приметы.
«Не мучай животное - оно принесет тебе беду»
«Не втыкай в землю острые предметы - ей больно»
«Если у чума злая собака - то и хозяин злой»
«Много грибов - много белок»
«Не бросай в реку камни - хозяин не даст рыбы»
«Если северное сияние полыхает, движется - к пурге»
«От хорошего человека - собака не убежит»
«Боль земли - это боль сердца твоего»
«Береги оленя, как мать – землю - он тебя кормит, одевает, согревает. Он смысл твоей жизни.»
«В какую беду ни попал - голову не вешай, ум не теряй.»
«Доброе слово лечит душу - злое слово – тяжело ранит»
«Звёзды сильно заблестят - к близкому теплу»
«Много грибов - много белок будет»
«Солнце к вечеру краснеет - день настанет (ветреный, холодный)»
«Собаки воют - волки (близко)»
Воспитатель: Но главное богатство округа - люди. Ямальский край очень богат своими знаменитостями. Много замечательных поэтов и писателей, воспевающих родной Север, всё, чем гордятся северяне.
Тур. VI «Найти в интернет ресурсе поэтов и писателей Ямала»
(Юрий Велла, Иван Истомин, Леонид Лапцуй, Роман Ругин, Анна Неркаги).
Тур VII «Разгадывание загадок»
1. Летом она зелёная, осенью – жёлтая, зимой – белая, (тундра)
2. Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает. (Северное сияние)
3. Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и холода
Служит людям он всегда. (Чум)
4. С молчаливым – молчит,
с крикуном - кричит,
а самого не увидишь. (Эхо)
5. Белые олени – без рогов и копыт – по голубой тундре кочуют, серебристый ягель ищут. (Облака)
6. С птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленятами уходит. (весна в тундре)
7. С неба летит - пляшет. Всё, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадёт – плачет. (Снег)
8. Не поймать, не увидеть. (Вода)
9. Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зелёной становится. (Тундра)
10. С летним солнцем поссорится – облегченье принесёт. С зимним подружится – беды наделает. (Ветер)
Тур VIII. «Анаграммы»
Воспитатель. Следующее задание для команд – анаграммы. В этом задании нужно переставить буквы таким образом, чтобы получились слова. Эти слова – названия предметов, которые необходимы в тундре.
1. ЫАРНТ – (Нарты)
2. ЦЛИАМА – (Малица)
3. ЖРЯКАУП – (Упряжка)
4. ИПАЛ – (Пила)
5. РПЕСНАКТО – (Напёрсток)
6. ЦЫНИНЖО – (Ножницы)
7. УМЧ – (Чум)
8. ЮКАЛЬЛ – (Люлька)
Ребё нок 3:
Ямал - наш край,
Ямал - наш дом,
Здесь люди добрые кругом.
И здесь творятся чудеса:
Взгляни зимой на небеса.
Что видишь там? Скажи нам ты?
На небе звёзды, как цветы,
Здесь все сбываются мечты.
Тур IX «Слово Промысел»
(как можно больше придумать слов из одного слова)
Ребё нок 4:
Дороже нет родного края
Где отчий дом, семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю,
Ведь это родина моя!
Воспитатель. Вы сегодня проявили смекалку и находчивость, умение работать в команде, показали замечательные знания о родном крае. Спасибо всем!
Воспитатель. Для подведения итогов Викторины «Мой край родной, таинственный Ямал», слово предоставляется жюри (выступление жюри). Награждение победителей.
Использованная литература.
1. Бочкарева С. В. Природа Крайнего Севера и особенности жизненного уклада коренных народов как потенциал экологического равновесия и здорового образа жизни. Салехард, 2003.
2. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» 10 выпуск, 2006г.
3. Культура народов Ямала/ Борко Т. И., Галкин В. Т., Еманов А. Г., Павлов А. В. / Учебник. 5-7 классы. Тюмень, 2007.
4. Морозов Ю. А. Коренные малочисленные народы Севера: Популярный очерк/ под ред. Л. П. Вэлло, А. В. Евая, СПб, 2009.
5. Сусой Е. Г. Из глубины веков. Институт проблем освоения Севера РАН, 1994.
6. Северные родники / Автор – составитель Л. В. Федорова, Тюмень: Изд-во Института проблем освоения народов севера СО РАН, 2001.448с., 16 цв. ил.
7. Ямал : Энциклопедия Ямало-Ненецкого Автономного Округа : В 3 т. Т. 1 Салехард; Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.