Вера Смагина
Модель организации работы по развитию конструктивных навыков дошкольников по ФГОС
Доклад
Тема: «Модель организации работы по развитию конструктивных навыков дошкольников по ФГОС».
(из опыта работы)
Первый этап моей организации работы по развитию конструктивных навыков – диагностика для определения знаний детей, уровня их возможностей, а также для перспективного планирования дальнейшей работы по развитию конструктивного творчества.
Второй этап – расширение первоначальных представлений, накопление новых умений, навыков.
Публикация «Модель организации работы по развитию конструктивных навыков дошкольников по ФГОС» размещена в разделах
Третий этап – закрепление полученных знаний, умений, навыков; углубление и расширение конструктивного творчества.
Четвёртый этап – совершенствование конструктивных способностей.
Важное значение для меня имела развивающая среда по конструктированию. Я создавала, в зависимости от возрастной группы, условия для свободного конструирования; развивала у ребенка интерес к творческому конструированию через игровую деятельность; учила детей наблюдательности, умению сравнивать; приобщала к миру прекрасного.
При проведении ООД применяла различные формы обучения детей конструированию :
• по образцу – дети узнают свойства деталей; овладевают обобщенным способом анализа; определяют основные части, пространственное расположение отдельных деталей;
• по модели – в качестве образца предъявляла модель;
• по условиям – не давала образца и способов изготовления постройки, а говорила только условия, которым она должна соответствовать;
• по чертежам и схемам (самостоятельное познание объектов) – чертили схемы и чертежи;
• по замыслу (умение искать новые способы);
• по теме (общая тематика).
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
модельное конструирование – из строительного материала (применяла, начиная со второй младшей группы, во всех возрастных группах);
прикладное конструирование – из бумаги, картона, коробок, катушек и другого бросового материала, а также природного материала (начинала применять со второй половины средней группы и далее во всех возрастных группах).
Перестроилась в плане организации показа и объяснения на занятии. Перестала увлекаться многословием, которое приводило к тому, что обилие фраз мешало детям понять главное. Стала более внимательно продумывать объяснение и показ, благодаря чему отводимое на это время значительно сократилось. Во всех группах появилось дополнительное время на самостоятельную работу. Объяснение и показ проводила перед сидящими детьми, после чего предлагала детям пройти к столам и заняться строительством стоя.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною были использованы здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика.
При подготовке к ООД проводила предварительную работу : беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, наблюдение.
Во второй младшей группе использовала на занятиях средний по размеру строительный материал. В этом возрасте в постройки включала 3-4 детали. Занятия проводила в игровой форме, с использованием игровой мотивации.
Занятия по конструированию из строительного материала и крупных деталей конструктора «Лего» начинала проводить в средней группе. В этом возрасте в постройку включала уже 5-6 деталей. У детей формировались навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В этом возрасте уже возникает интерес к качеству своего труда. Предъявляла требования к последовательности операций, использованию разных способов конструирования.
В середине года дети начинали работать с ножницами, конструировать из бумаги, а в конце года – из природного и бросового материалов. В этой группе проводила занятия парами, учила творческому конструированию по условию.
При проведении обучения конструированию предмета не часто прибегала к показу способов конструирования, а активизировала опыт детей, спрашивая, как, по их мнению, эту вещь можно сделать; задавала наводящие вопросы, хвалила детей, предлагала на выбор разнообразный основной материал для создания постройки и дополнительный - для её украшения. Такая методика способствовала развитию детского творчества.
В старшей группе проводила занятия по оригами. Ставила задачу изготавливать поделки из бумаги путём складывания, без применения клея. Несмотря на испытываемые трудности, дети старались закончить поделку.
В подготовительной группе дети, уже овладев широким кругом знаний и навыков в создании разнообразных построек, были способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы.
Я считала, что очень важно находить детским работам практическое применение, и впоследствии использовала их в сюжетно-ролевых играх. Это постройки из строительного материала (применялись как мебель для кукол, гаражи, мосты); игрушки для сюжетно-ролевой игры (бинокли, шапочки, книжки, блокноты). Дети изготавливали игрушки на ёлку, сувениры для родителей к 8 марта и 23 февраля.
Занятия по конструированию проводила в игровой форме, то есть дети выполняли то или иное задание не само по себе, а для реализации какого-то игрового момента.
На занятиях дети раскованы, в процессе деятельности отходят от своего рабочего места, самостоятельно берут недостающий материал. Способы поощрения использовала разные: вежливые и ласковые слова, мимику.
Итог занятия. Релаксация.
Вопросы:
Что у тебя получилось лучше всего?
Кто помог тебе сегодня?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Что еще не получается?
Кого ты хотел бы поблагодарить за работу на занятии?
Кому ты сегодня помог?
Использовала для настроения игры по выбору: «Солнышко», «Ёлочка настроения», «Светофор».
Большинство моих детей просто обожают конструировать, поэтому я считаю, что конструктор это вещь, которая должна быть не только в детском саду, но идома.
А какая польза!
С одной стороны ребенок увлечен интересным занятием, а с другой – это способствует всестороннему развитию.
Через конструирование у детей развивается творческая сторона интеллекта. Дети научились планировать этапы создания собственной постройки; находить конструктивные решения; успешно ориентироваться в пространстве; классифицировать предметы; чертить чертежи простейших конструкций и строить по ним.
В результате своей работы по данной теме, воспитала у детей устойчивый интерес к данному виду деятельности.