Папки-передвижки

Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада

Иванькова Татьяна
Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Аутизм – состояние, связанное в первую очередь с коммуникативными трудностями: оно оказывает специфическое влияние на общение аутичного человека с окружающими людьми и его отношение к ним. Дети-аутисты испытывают затруднения в построении отношений с близкими и посторонними людьми, включая сверстников, поскольку обладают ограниченной способностью к дружбе, равно как и пониманию эмоций другого человека. Аутисты чаще всего сталкивается с проблемами в сферах:

социального взаимодействия;

социальной коммуникации;

социального воображения.

Квалифицированные школьные педагоги и воспитатели детских садов знакомы с алгоритмами включения особенных учеников в класс или детсадовскую группу нейротипичных детей. Речь в этом случае идет в основном о детях с трудностями в учебе и/или детях-инвалидах (интеллектуальная, эмоциональная, физическая инвалидность). Однако «безболезненное» включение в группу ученика-аутиста, а также правильная поддержка и продуктивное обучение такого ученика нередко становятся серьезными проблемами, подчас ставящими в тупик даже самых опытных учителей и воспитателей.

Существуют проверенные приемы и рекомендации, как заниматься с детьми аутистами в группе нейротипичных детей, создавая безопасные и комфортные условия.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ.

Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими учениками необходимы и такие шаги, как:

поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;

посильное смягчение различных патологических симптомов в поведении и мировосприятии ученика.

Итак, обучение аутичного ребенка среди обычных детей должно помочь ему адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС, посещавшим детсад с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы. Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) – не только с профильным специалистом, но и в домашних условиях с родителями. Также эффективными оказываются и прикладные обучающие материалы — визуальное расписание занятий для аутиста, игры, карточки.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного ребенка в группе, нужно выяснить его различные индивидуальные особенности и всегда принимать их во внимание, разрабатывая учебный план. Для продуктивной работы можно использовать следующие методы:

сбор максимального объема информации о ребенке. Получать информацию можно как у его родителей, так и у него самого в форме «интервью». Также необходимо выявить его сильные стороны – что получается у ученика особенно хорошо, что способствует его успехам и т. д., а затем использовать эти наблюдения в педагогической работе;

поддержка во время любых изменений. Свести к минимуму дискомфорт аутиста, связанный с какими-либо внешними изменениями, можно при помощи напоминаний всей группе о том, что скоро предстоит новое занятие (напомнить за 5 минут, а затем еще раз за минуту до начала этого занятия);

разрешение ребенку периодически делать перерывы, во время которых он может выйти в коридор, обойти группу, или «отдохнуть» каким-либо другим подходящим ему способом. Такие передышки не дают накапливаться усталости и способствуют лучшему самочувствия.

Если ребенку нравится постоянно крутить в руках какой-то мелкий предмет, слушая воспитателя, или рисовать что-то – не стоит запрещать ему это: так ему проще сосредоточиться на объяснении. Также стоит подобрать игры для детей аутистов, которые помогут лучше усвоить материалы.

Многие дети с РАС, даже гиперактивные, успокаиваются, выполняя какую-либо рутинную работу. Это можно использовать во благо: например, поручать аутичному ученику складывать в шкаф игрушки, книжки по определенной системе.

Конечно, в процессе адаптации в коллективе сверстников дошкольника с РАС могут возникать некоторые специфические трудности, к которым педагогу следует быть готовым.

В ДЕТСКОМ САДУ

Аутичный ребенок дошкольного возраста (4–5 лет, оказываясь в детском саду, часто демонстрирует проблемы с адаптацией, характерные для нейротипичных детей ясельной группы. Он может очень сильно привязаться к воспитателю или няне, стараясь постоянно поддерживать тактильный контакт с ней – держать ее за руку или сидеть у нее на коленях.

Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных» детсадовских занятий, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок, который дома нормально ел и справлялся с горшком, в детсаду начинает отказываться от еды и/или у него начинается энурез (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь день, не посещая туалет).

Разумеется, малыш испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников, особенно на первых порах. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не выказывает интереса на занятиях. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне, ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть разученную в детсаду песню, хотя на музыкальном часе даже не пытался петь.

Чтобы адаптация протекала более успешно, нельзя отдавать маленького аутиста в сад «внезапно». Сначала походите с ним на прогулки по территории его будущего садика, посмотрите вместе, как там играют детки. При этом нужно детально рассказывать малышу о предстоящих занятиях в саду, режиме дня, времени, когда за ним будут приходить родители. В первые недели или даже месяцы следует приводить ребенка в группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания там. Также помогут и развивающие игрушки для детей аутистов, которые приучают контактировать с другими людьми.

КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ АУТИСТУ В ДЕТСКОМ САДУ,

Рассуждая, как работать с ребенком аутистом «простому» педагогу, необходимо изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном внимании. Соответственно, правильный подход к тому, как работать с аутистом учителю или воспитателю, должен базироваться на различных специальных приемах и способах, направленных на ускорение адаптации аутичного ученика в коллективе.

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие «порции», б) в наглядной форме. Так, очень действенным методом станет визуальное (иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет дальше. Этот способ можно использовать в детском саду.

ПОДДЕРЖКА

Работа с детьми аутистами в детском саду обязательно должна включать в себя помощь аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые происходят в данный момент или планируются. Например, в детсаду: «Сейчас все детки начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.». Для любого аутиста очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально «выбивает почву из-под ног».

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду. Например, если воспитатель замечает, что ребенок любит проводить время в одиночестве, пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой, «прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные цвета.

Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.

СТЕРЕОТИПНЫЕ ИГРЫ

Ребенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами, обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим, придав ему некий смысл и расширив его границы. Например, если малыш складывает рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.). Постепенно нужно добавлять к своим рядам какие-то несложные, но осмысленные сюжеты: к примеру, поставив машинки друг за другом, изобразить едущий поезд.

В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать поезд и т. д.

КОНТАКТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ

Корректная работа с детьми аутистами в детсаду невозможна без помощи со стороны педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм, предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.

При этом просто пересекать нежелательное поведение недостаточно: нужно доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более «правильно» и социально приемлемо. Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш, книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п. При этом важно, чтобы словесные формулировки соответствовали уровню возможностей ребенка.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период «Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период» Задача взрослых состоит.

Итог работы в год экологии в группе детского садаИтог работы в год экологии в группе детского сада 2017 год - объявлен годом экологии. Мы провели с детьми беседу о страшном вреде для природы и человечества выбрасываемыми в мусор опасными.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада
Опубликовано: 22 ноября 2024 в 08:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Иванькова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД