Оксана Короткова
Методы и приемы формирования у детей познавательных интересов к истории родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Публикация «Методы и приемы формирования у детей познавательных интересов к истории родного края» размещена в разделах
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Данная работа посвящена изучению процесса формирования познавательного интереса у дошкольников. Существует несколько трактовок данного понятия, представленных в различных источниках, характеризующих познавательный интерес как процесс :
- связанный с избирательной направленностью внимания (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец);
- с побуждением к деятельности (И. Ф. Харламов) ;
-отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р. С. Немов, А. В. Петровский).
Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка.
Изучение психолого – педагогической литературы позволило выделить стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста, по мнению В. А. Онищук они таковы:
а) любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.
б) любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;
в) познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.
В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Г. И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса.
К ним относятся:
Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками).
Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач.
Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес.
Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале.
Таким образом, под понятием познавательный интерес следует понимать – активную избирательную направленность личности к окружающему миру, а под процессом формирования интереса – изменение основных его компонентов.
Формирование познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного эмоционального состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях и происходит в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.)
Такой деятельностью может и должна стать исследовательская деятельность.
В своей работе мы придерживаемся мнения Н. А. Коротковой, которая называет исследовательскую деятельность посредником между педагогическими интересами и интересами детей и выделяет четыре типа исследовательской деятельности:
Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
Коллекционирование (классификационная работа) ;
Путешествие по карте;
Путешествие по «реке времени».
Изучив методику организации исследовательской деятельности, предложенную А. И. Савенковым, дополним данную классификацию учебным исследованием, в ходе которого ребенок овладевает различными методами, способами самостоятельного получения информации. Нас заинтересовал предложенный А. И. Савенковым способ накопления и обработки информации с помощью элементов моделирования: пиктограммы, схемы-модели, изготовление макетов.
Н. А. Короткова также предлагает использовать метод моделирования для оформления результата исследования, мы же изучив возможности данного метода, считаем, что моделирование может стать самостоятельным видом исследования, например модель муравейника, лесного пня, пчелиного улья.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождения в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Познавательные интересы дошкольников характеризуются такими качественными способностями, как широта и устойчивость.
Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, интерес побуждает ребенка к приобретению знаний.
Прочные знания — основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит : «Любить - значит знать».
Знакомя детей с окружающим миром, чаще следует прибегать к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка постоянно надо сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам.
Познавательный интерес отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому следует создать условия для такой деятельности.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребенка активно стремится к познанию, искать способы удовлетворения жажды знания. Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это.
Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным и т. д.
Пытливость мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение.
К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательный интерес ребенка.
Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?»- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы.
По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.
Семейная среда - это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т. п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье[ 4, с. 8 ].
В каждой культуре имеются свои представления о детстве и воспитании детей. Многочисленные кросс-культурные исследования выявляют следующие особенности родительского поведения. Матери англосаксонского происхождения предпочитают словесные объяснения, часто хвалят и поощряют своих детей. В латиноамериканских семьях матери чаще опираются на отрицательное подкрепление, используют физический контроль, шире употребляют зрительную подсказку, простейшее моделирование.
Американские матери ожидают от детей с самого раннего возраста развития социальных умений в общении со сверстниками. Напротив, японские матери ожидают от детей того же возраста эмоциональной зрелости и послушания, хороших манер. Рассматривая, что влияет на школьные успехи в большей степени усилия ребенка или его способности, американские матери указывали на равную важность двух этих факторов. Японские и китайские матери отдавали приоритет собственным усилиям ребенка.
Было выявлено, что контроль и принятие своих детей у европейских матерей выше, чем у китайских родителей; у китайских родителей контроль выше принятия, причем выраженность этих обоих факторов родительского стиля способствует социальной активности детей. У европейских родителей, напротив, отсутствует зависимость между принятием, контролем и детской социализацией.
Родительские представления о детях, зафиксированные в культурных ценностях, важны для понимания того, как семья формирует социо-культурное окружение, в котором развивается ребёнок [4, с. 51].
Структура отношений, как отмечает Г. А. Широкова с которой ребенок впервые сталкивается в своем опыте, это структура семьи, где ребенок занимает определенное место. Позиции во внутрисемейной структуре находятся в отношении дополнительности, у каждой позиции есть своя особая функция, а в новой, незнакомой ситуации ребёнок, производит процедуру переноса или замещения [9, с. 159].
Музейная педагогика – это научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики и психологии. В дошкольных учреждениях образовательный процесс строится на основе учебных программ, предметом же музейной педагогики являются культурно-образовательные аспекты. Знакомство детей с музейными коллекциями через активные формы познания стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей, дает больше возможностей для формирования познавательного интереса к родному краю у дошкольников.
Занятия в музее для дошкольников 5-6 лет можно объединить в цикл, который можно назвать «Родная старина». Вот темы этих занятий: «Здравствуй, музей!», «Счастливая зыбка», «История куклы-закрутки», «Легенда о птице счастья», «Привычные и необычные вещи» и д. р. Периодичность проведения — 1 раз в месяц.
Занятия решают следующие задачи :
- развивать интерес к образовательному пространству музея;
- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. развивать навык их оценки с точки зрения развития истории и культуры;
- формирование представления о своей причастности к иному времени, другой культуре, посредством общения с предметами музейного значения;
- формировать навыки общения с предметами из коллекции музея и его экспозициями;
- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
Содержание занятий должно строится таким образом, чтобы они помогли ребенку создать в своем представлении цельную картину окружающего мира, совершать свои маленькие открытия, ощущать себя наследником предыдущих поколений. Это и есть тот фундамент, без которого невозможно формирование нравственно-патриотических ценностей. Учитывая особенности восприятия дошкольников, материал преподносится в доступной, занимательной форме с использованием музейно -педагоических методов и приемов. В качестве ведущего приема часто используется манипулирование с предметами.
Критерии отбора предметов из фонда музея определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам, доступностью восприятия их дошкольниками.
На конкретном материале и доступных примерах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
- что такое предмет и его свойства;
- какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
- в чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком.
Конечно, затрагиваемые проблемы достаточно сложны для понимания детей старшего дошкольного возраста, но игровая форма занятий не только делает материал доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.
Преемственность в занятиях с дошкольниками и младшими школьниками выражается в том, что предполагается возвращение к одним и тем же вопросам, рассматривая их с разной степени глубины и сложности. Осмысливая вместе с педагогом на каждом этапе те или иные проблемы, ребенок как бы поднимается по «лестнице» ценностного освоения мира.
Так постепенно в сознании ребенка формируется связь между понятиями: время – культура — вещь- Я.
Результативность этой работы оценивается с позиции сформированности у воспитанников основ музейной культуры, а именно в уровне сформированности у них таких умений и навыков как:
- видеть в предметах окружающей действительности широкий культурно-исторический контекст;
- проявлять устойчивый интерес к музею, как к уникальному феномену культуры;
- владеть навыками особого образного языка музейной экспозиции;
- эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;
- обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, иметь навык пристально разглядывать объект, вещь.
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, и осваивать накопленные историко-культурные ценности.
«Посиделки» проводятся в форме коллективно-творческих праздников по годовому циклу крестьянского земледельческого календаря. Эта форма мероприятия позволяет удачно сочетать такие методы музейной педагогики как:
- метод познавательных игр. Этот метод предусматривает создание специальных ситуаций, моделирующий реальность, из которых детям предлагается найти выход. В таких ситуациях для ребенка главным моментом для самого ребенка выступают игровые действия и достижение игровой цели, но одновременно, он овладевает новыми знаниями и навыками. Достоинства этого метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом. Условия игры требуют преобразования, трансформации знаний, поэтому при их воспроизведении активизируется творческая деятельность детей. Они учатся оперировать знаниями, изменять представления в соответствии с новыми обстоятельствами.
- метод театрализации. Является важным фактором при создании образцов поведения при проведении народных праздников, бытовых сцен предыдущих исторических эпох. Исполнение той или иной роли означает подчинение системе правил, действие по правилам, которым следует ребенок, играя тот или иной образ. Этот метод может принимать различные формы :
- заранее подготовленный диалог,
- инсценированное исполнение народной песни,
- театрализованное воспроизведение событий и др.
«Посиделки в музее» позволяют развивать эмоционально- познавательную сферу ребенка. Ведь через включение каждого члена классного коллектива в творческую деятельность создаются условия, при которых, ребенок воспринимает разнообразные явления и факты культуры, исторического наследия, соотнося их с собственной жизнью и накопленным опытом.
Использование методов и приемов музейной педагогики позволяет успешно решать следующие задачи:
— формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох;
- развивать устойчивую потребность в посещении музея;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия родного края.
Участие в подготовке и проведении коллективно-творческих праздников помогает осознать ребенку те многообразные связи, которые есть между нами и нашими предками. Проведение таких мероприятий в музее способствует усвоению детьми историко-культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями и оставленными нам в наследство, что в свою очередь является условием формирования исторической памяти и музейной культуры.
Таким образом, педагогический процесс формирования интереса к Родному краю - есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, решение проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе желание узнавать новое.
Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства — жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
При воспитании детей среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях.
Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этнические и этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.
Эти приемы помогают формированию познавательного интереса к родному краю у дошкольников, осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно, содействуют формированию привычек нравственного поведения и формируют интерес к истории Малой Родины, родного края.
Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек. Всю эту работу по формированию у дошкольников средней группы привычек нравственного поведения необходимо проводить вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.
Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.
Основные способы педагогического воздействия на детей :
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов : помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования познавательного интереса к родному краю у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что проблема воспитания привычек нравственного поведения у детей не нова и в этой области сделано немало открытий. Тем не менее, проблема эта усложняется и приобретает особую актуальность в связи с возникшими в последние полтора десятилетия в нашем обществе угрозами (ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, которые ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Педагог детского сада в совместной с родителями воспитательной деятельности способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать у него нравственные представления и познавательный интерес к родному краю.