Ирина Попова
Методика работы с одаренными детьми
В современном обществе понятие одарённости детей вызывает всё
больший интерес. Разрабатываются новые методы работы с одарёнными
детьми, что означает, что таких детей становится больше.
Так какие же факторы влияют на рождение одарённых детей? Имеет ли
значение образ жизни будущих матерей? Можно ли специально зачать
одарённого ребёнка? Как выявить одарённых детей в обычном классе
начальной школы? И как же с ними работать в дальнейшем? Можно ли
Публикация «Методика работы с одаренными детьми» размещена в разделах
развивать данную одарённость, или есть причины её торможения? Что же
делать, если талант есть, но он не раскрыт и как это может повлиять на
будущее ребёнка? Эти и ещё многие другие вопросы волнуют общество
всего мира.
Самым первым «раскрывателем» одарённости являются родители. Но
редко, когда мама и папа замечают проявляющийся талант своего чада из-за
своих постоянных дел и работы. И задатки ребёнка просто «плывут по –
течению». Родители отдают ребёнка в садик и первый, кто должен
распознать, а в дальнейшем и развить, одарённость ребёнка - это
воспитатель. Но бывает, что и он не всегда замечает особую
предрасположенность ребёнка к какому-либо занятию.
Известно, что самым важным человеком для детей в раннем возрасте
является его первый учитель. Перед которым, как раз таки и стоит задача
раскрыть и развивать способности своих учеников. И поэтому при
поступлении в школу, каждый родитель, должен тщательно отнестись к
выбору заведения, в котором будет учиться их ребёнок, класса и, самое
главное, учителя.
Все дети являются одарёнными с рождения, поэтому учителю
достаточно трудно определить, именно в какой сфере деятельности ребёнок
будет делать успехи, так как в его классе будут учиться не один и не два
ребёнка.
Учитель – это не только предмет для передачи знаний, но и прежде
всего человек, который должен любить свою профессию и своих учеников, к
каждому из которых должен найти индивидуальный подход, для того, чтобы
у каждого выявить способности, или наоборот отставание в развитии.
Каждый учитель начальных классов обязательно должен знать, как
правильно направить руки ребёнка «в нужное русло», для того чтобы он
вырос индивидуальной личностью. Ведь это очень важно для его будущего и
настоящего его родителей.
Сегодня реализация потенциала одаренных детей в процессе обучения
и воспитания во многом зависит от эффективности деятельности педагогов и
психолога, понимающих, что они (как и дети с аномалиями развития и
асоциальным поведением) составляют своеобразную группу риска и требуют
повышенного педагогического внимания.
Целью контрольной работы является раскрытие сущности понятия
одаренности и основных направлений работы учителя с одаренными детьми.
Исходя из цели, задачами контрольной работы являются :
-изучение понятия и способов выявления одаренных детей;
-рассмотрение роли учителя в развитии одаренности детей.
Теоретической базой при выполнении контрольной работы является
учебная и научная литература таких авторов как Богоявленская Д. Б., Ушаков
Д. В. и др.
1. Понятие и способы выявления одаренных детей
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению. Необычность умственных успехов детей становится очевидной с поступлением в школу, где в общих занятиях происходит сравнение детей друг с другом. Тогда отчётливо, иногда неожиданно ярко, обнаруживается, что некоторые из них в умственном отношении уже далеко впереди своих сверстников.
Такие дети и называются одарёнными. Одарённость может проявляться по-разному. Ребёнок может проявлять конкретные успехи, как в одном направлении, так и в нескольких. По мнению Ф. Гальтона, гениальность отражает сплав трё х важных компонентов: таланта (как высшего проявления ума, характера (как личностных и мотивационных черт, обеспечивающих его реализацию) и выносливости, способности к усердной работе (как энергетического показателя) .
Один из специалистов в области проблем обучения одарённых детей Эпстайн (1979) очень точно заметил: «Есть что-то в характере людей, что не принимает юных умников. Никто точно не может сказать почему. Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно. Но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Может быть, поэтому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одарённых детей.
В школьном возрасте таких детей насчитывается всего 3-5 %, и они, как правило, лишены необходимой поддержки. А заниматься одарёнными детьми совершенно необходимо». Но несмотря не на что «гениев» нужно выявлять с самого рождения. Неоценимую помощь в этом должны оказать родители, которые могут вовремя предоставить ребёнку поддержку и создать благоприятные условия.
Важным делом для родителей является выбор школы, которая бы отвечала возможностям их одарённого ребёнка. Также самым важным человеком в жизни ребёнка является первый учитель. Который так же способствует развитию задатков ребёнка.
С одаренностью ребенка можно встретиться в двух ситуациях:
1. благополучная одаренность, органично вписывающаяся в жизнедеятельность;
2. одаренность как проблема самого ребенка или окружающих взрослых, вызывающая множество сложных социально-педагогических и внутриличностных противоречий.
Одаренность -это слово не из детского сознания. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребенка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.
Личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого уровня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.
Каждый ребёнок к чему-то предрасположен, главное выявить данную одарённость. Это и является важной задачей педагога.
Так как же выявить одарённого ребёнка в обычном общеобразовательном классе начальной школы? Одарённого ребёнка можно определить по признакам, которые обхватывают два аспекта:
1. Инструментальный
- Наличие специфических стратегий деятельности.
Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
-быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
-использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
-выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
- Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.
- Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
2. Мотивационный:
- Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д., сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
- Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
- Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода об ее безусловном наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Но если учитель заметил хоть один из этих признаков, он должен тщательно и длительно провести анализ каждого конкретного индивидуального случая.
2. Анализ роли учителя в развитии одаренности детей
Ключевое место в организации творческой образовательной среды для развития одаренности учащихся принадлежит учителю.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным показателем успешности работы учителя является его личностная характеристика: система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Какими качествами должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми?
Учитель должен:
быть доброжелательным и чутким;
разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе и со своими собственными детьми);
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
10) проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
11) иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;
12) обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
13) иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Когда учитель приходит в новый 1-ый класс, он ещё не знает задатки своих детей. И поэтому перед ним стоит сложная задача их выявить. Для этого учитель выбирает групповую форму обучения. При такой форме педагог управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригады, кооперативно-групповые и дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определённых заданий временных групп учащихся. Кооперативно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объёмного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Так же существует фронтальная форма обучения, где учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.
Все формы обучения, при пристальном внимании к каждому ученику, дают возможность педагогу выявить одарённых детей.
Далее учитель выбирает форму обучения детей, уже зная их склонности.
Формы работы с одаренными учащимися :
-творческие мастерские (создание творческих кружков, специально для одарённых детей);
-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися (выявление с параллельных классов одарённых детей и их объединение, с целью совместной работы);
-факультативы (дополнительные занятия по направлениям);
-кружки по интересам (создание кружков разных сфер деятельности);
-занятия исследовательской деятельностью (научные кружки);
-конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования (проведение внеклассных мероприятий);
-интеллектуальный марафон (умственные конкурсы среди учащихся);
-научно-практические конференции (вовлечение одарённых детей в науку);
-участие в олимпиадах;
-работа по индивидуальным планам (индивидуальное обучение одарённых детей);
Как же вы должны обучать одарённого ребенка (одарённых детей, если выявили такового (таковых) у себя в классе?
Учителю в работе необходимо :
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т. д., психические особенности ребенка.
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т. д.) за определенные промежутки времени.
4. Ребенку предоставить:
-название темы.
-план изучения темы
-основные вопросы
-понятия и термины, которые он должен усвоить
-практические работы
-список необходимой литературы
-формы контроля
-задания для самопроверки
5. Для анализа результатов работы оформить таблицу :
-предмет
-дата и время консультаций
-главные рассматриваемые вопросы
-время работы с темой по программе
-фактическое затраченное время
-дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
-невыясненные вопросы
-причины отклонений от сроков.
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики "самости", изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми :
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
При работе с одарёнными детьми, успешно реализуется технология проблемного обучения. Учитель создает на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Обязательным условием для развития из задатков способностей, является условие, при котором деятельность обеспечивается положительными эмоциями (радость от работы). Учебная деятельность-это труд, который невозможен без мотива.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Поэтому, по мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Успешный учитель для одаренных—это прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником :
умеет быть доброжелательным и чутким; разбирается в особенностях психологии одаренных детей; чувствует их потребности и интересы;
имеет высокий уровень интеллектуального развития и широкий круг интересов и умений;
проявляет готовность к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением детей;
имеет живой и активный характер, обладает чувством юмора (но без склонностей к сарказму);
проявляет гибкость, готовность к постоянному самосовершенствованию; имеет творческое мировоззрение.
Анализ деятельности отечественных и зарубежных исследований доказывает, что наибольшего успеха в обучении достигают именно те педагоги, которые отошли от традиционных путей, работают по инновационным авторским программам, создают свои педагогические новшества и применяют их в своей педагогической деятельности по отношению к одаренным, не боятся экспериментировать, участвуют в конкурсах, конференциях, семинарах.
Главнейшая задача учителя – раскрытие и развитие одаренности каждого ученика, проявляющего способности в данной области знаний, а для этого необходимы активные методы обучения.
Одним из таких методов является организация исследовательской деятельности, в процессе которой школьники учатся работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научной конференции или конкурсе. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения.
Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя в рамках такой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо и на которое он с охотой будет тратить свое личное время.
Заключение
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко - одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.
Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.
Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Педагог должен «вести ребенка по жизни» : обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.
Развитие личности — это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности — учебы.
Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними.
Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на наш взгляд, в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной. На сегодняшний день созрела необходимость совершенствования методической системы работы с одаренными детьми.