Людмила Владимировна Кирюхова
Методическое сопровождение инновационной деятельности учителя
▼ Скачать
Методическое сопровождение инновационной деятельности учителя.
Современная цивилизация, находясь на информационной стадии развития, предъявляет новые требования к качеству образования. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается нововведениям в системе образования. В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний студентов. Новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагают изменение профессиональной деятельности педагогов, что обусловлено смещением акцента от «знаниевого» подхода к «деятельностному». Как альтернатива традиционному образованию и как способ решения обозначенной выше проблемы рассматривается компетентностно-ориентированный подход – главная инновация современных стандартов. Деятельность, направленная на внедрение инноваций, является инновационной. До настоящего времени она была присуща ярким, неординарным личностям, отличающимся от большинства людей новизной взглядов, пытливостью ума и творческим подходом в решении разного рода проблем. В современных условиях инновационная деятельность стала уделом всех педагогов вне зависимости от их желания, стремления и возможностей. Поэтому на данном этапе модернизации системы школьного образования этот вопрос является проблемным и требующим дальнейшего изучения.
Публикация «Методическое сопровождение инновационной деятельности учителя» размещена в разделах
Можно выделить следующие критерии инновационной деятельности
педагога :
-актуальность
- новизна
- образовательная значимость
- общественная значимость
- полезность
- реализуемость.
Опираясь на данные критерии, можно провести оценку инновационной деятельности педагога, а также использовать их для создания механизмов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении.
Инновационная деятельность, как и любая деятельность человека вообще, имеет свою структуру. Знание основных структурных компонентов позволяет: определить цель, своевременно внести коррективы и получить желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем.
Современная педагогическая наука выделяет следующие структурные компоненты инновационной педагогической деятельности :
- мотивационный компонент – отношение преподавателя к инновациям, при этом определяющую роль играет мотив самосовершенствования, а также осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить;
- креативный компонент – творческие способности педагога, которые обеспечивают адаптацию, репродукцию, воспроизведение и преобразование существующего опыта, приспособление к педагогической ситуации;
- технологический компонент – способности и умения педагога разрабатывать программу введения новшества в педагогический процесс; прогнозировать его результат; реализовывать, диагностировать и корректировать инновационные действия;
- рефлексивный компонент – способность педагога критически осмысливать свою деятельность.
- когнитивный компонент – знания педагога о технологиях обучения и уровень его педагогического мышления.
Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рождённый в данной школе;
- педагогический опыт, рождённый в других школах;
- нормативные документы;
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать по новому.
Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов.
В основе мотивов, то есть побуждений личности педагога к нововведениям, лежат самые разные потребности:
- желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;
- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность специалиста;
- расширение возможности трудоустройства, профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение категории и т. д.
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.
Важным в деле подготовки учителя к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах, посещение открытых уроков. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.
Рассмотрим содержание, формы и методы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по управлению инновационной деятельностью.
Под управлением (сопровождением) инновационным процессом понимается целеустремлённая деятельность, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательного учреждения. Оптимальным вариантом сопровождения инновационной деятельности является программа комплексных действий в рамках единой методической темы. Составляющие управления:
1. Учёт и систематизация инновационной деятельности.
2. Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
3. Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
4. Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
5. Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
6. Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций.