Папки-передвижки

Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка

Марина Хода
Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов

"Мета "- («за», «через», «над», всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ) Иногда это называют универсальными знаниями и способами Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной" Предметная - это любая деятельность с предметом

Публикация «Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка» размещена в разделах

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т. е. уровнем развития личности. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Таким образом, метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные детьми Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей Присвоение ребёнком метазнаний будет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения; гуманизации системы отношений с миром и самим собой; повышению уровня коммуникабельности; развитию умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период; личностному росту; росту креативности

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – ФГОС ДО от 17.10.2013г № 1155 Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования, и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса

Одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является - переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребёнка Показатель эффективности образования - не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка На смену обычным программам пришли программы, направленные на развитие личности ребенка ФГОС ДО направлены на формирование у дошкольников интегративных качеств личности, которые впоследствии помогут выпускникам ДОУ успешно добиваться метапредметных результатов

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет

Пути достижения данного социального портрета выпускника – это:

• оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами;

• создание развивающей предметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

• использование новых современных инновационных образовательных технологий.

В статье 20 Закона «Об образовании» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализуя приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в сфере образования Инновационная деятельность направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях

Одну из таких технологий – проектная деятельность – мы апробируем с детьми в нашем детском саду Эта технология ориентирована на личность ребёнка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей Целью деятельности взрослого является конструирование такого взаимодействия с ребёнком, которое способствует формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности

Педагогическое проектирование это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей Он требует определения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчинять личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлектировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда

Типология проектов в ДОУ (по ЕС Евдокимовой)

• По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

• По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

• По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

• По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

• По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

• По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

Четыре года назад, находясь в поиске наиболее эффективных средств и методов развития и воспитания, я впервые обратилась к методу проектов, использование которого дало возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада носит, как правило, характер трё хстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого, в зависимости от возраста детей

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка (умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности - обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи как свое поражение). Они могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербалъно (теоретическим обоснованием ФГОС дошкольного образования является системно-деятельный подход).

Проектная деятельность, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом обучения по следующим причинам

• Работа ребёнка мотивирована на 100%, так как проект имеет смысл выполнять только на тему, действительно заинтересовавшую ребёнка. Тема проекта может быть подсказана педагогом, родителями, кем угодно, но обязательно интересна исполнителю. Интерес должен поддерживаться «со стороны» - педагогами, родителями, друзьями

• Проектная работа (творческий фрагмент) выполняется в удобное для ребенка время, с родителями в домашней обстановке Ребенок чувствует себя комфортно

• Взрослые воспринимаются ребёнком в качестве единомышленников, советчиков, помощников Поучение сменяется сотворчеством Резко возрастает самооценка ребёнка

• Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки

• Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка - работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми людьми

• В ходе работы ребёнок приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины

• Ребёнку предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими

• Работа над проектом обучает «по-настоящему, по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям»

Создание проекта – это настоящее обучение с увлечением

Педагоги благодаря проектам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности Технология проектирования требует от воспитателей соответствующих знаний и умений Поэтому повышение профессионального мастерства в рамках проектной деятельности актуально для каждого воспитателя и специалиста

Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равными» ребёнку

Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, финансов, но и эффект дает очень весомый

В ходе работы над проектом формируются следующие метаумения : теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез, качества мышления

Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов

Литература

Селевко К. Г. Технологии развивающего обучения

Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике

Лаврентьева З. И. Педагогическое проектирование https://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html/.

Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения/ https://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/.

Метапредметный подход. Что это такое? https://www.ug.ru/article/64

ФГОС дошкольного образования. https://www.e-osnova.ru/news/178

Издания периодической печати

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Зайчик»Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Зайчик» Ребенок-исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, жажда новых открытий, стремление.

Игра как метод воспитанияИгра как метод воспитания «Каков будет ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А. С. Макаренко. Игра - явление многогранное, её можно рассматривать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка
Опубликовано: 17 января 2015 в 08:12
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Марина Хода в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД