Елена Ваапова
Механизм формирования у детей 5–7 лет основ гражданского воспитания в рамках микроединицы «Я и мои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Гражданское воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы патриотического воспитания в детском саду. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире.
Публикация «Механизм формирования у детей 5–7 лет основ гражданского воспитания в рамках микроединицы „Я и мои друзья“» размещена в разделах
Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократизации, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, детском саду, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.
Таким образом, проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
Актуальность темы:
• Представления о нормах и правилах взаимоотношений со сверстниками не достаточно сформированы. Нет выраженного стремления к общению, дети бывают замкнуты.
• Родители не придают межличностному общению важного значения, стараются «выгородить» или оправдать своего ребёнка, не желая и не побуждая его к анализу своего общения и нацеленности на дружелюбное общение.
Выше обозначенное определяет актуальность темы итоговой работы и позволяет выделить ряд противоречий:
• между современными запросами общества к воспитанию дружелюбного, адекватного и открытого человека и преобладанием эгоистической наклонности у детей дошкольного возраста;
• между требованиями ФГОС ДО к планированию воспитательно-образовательной работы и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагога для осуществления эффективного образовательного процесса в логике ФГОС ДО.
В связи с этим выделяется следующая профессиональная проблема: как сформировать у детей старшего дошкольного возраста наличие чувства долга и ответственности, если у детей не достаточно сформированы прочные способы сотрудничества и присутствует избирательность в отношениях между сверстниками.
Задачи:
1. Обозначить пути формирования у детей старшего дошкольного возраста основ гражданского воспитания.
2. Определить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для реализации механизма формирования у детей старшего дошкольного возраста основ гражданского воспитания в рамках микроединицы «Я и мои друзья».
3. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ гражданского воспитания.
4. Определить целевые ориентиры, которые будут сформированы у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации разработанного механизма.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм формирования у детей старшего дошкольного возраста основ гражданского воспитания в рамках микроединицы «Я и мои друзья»
Целевой компонент:
ЗНАНИЯ
1. Формировать у детей этические понятия, знания поведенческих правил, понимание их разумности и необходимости.
2. Формировать у детей представления о нормах и правилах взаимоотношений в группе сверстников.
3. Развивать у детей социальные чувства, эмоциональную отзывчивость.
ОТНОШЕНИЯ
1. Инициировать у детей желание помогать друг другу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом, помогать друг другу.
3. Формировать у детей умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д., умение принимать и оказывать помощь, умения не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, спокойно отстаивать свое мнение.
4. Развивать у детей самооценку своих поступков в процессе реализации общего дела, формировать умение адекватно оценивать поступки других людей.
5. Развивать у детей волевые качества : умение ограничивать свои желания, соотносить свои стремления с интересами других людей.
ДЕЙСТВИЯ
1. Формировать у детей умение прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя и для других, умение соблюдать основные принципы совместных игр, в ситуации выбора учитывать интересы других.
Содержательный компонент
ОД: ОД 1
ОО
«Социально-коммуникативное развитие/ Познавательное развитие /Художественно-эстетическое развитие/Физическое развитие»
Тема: «Дружба – это хорошо».
Цель: развитие конструктивных взаимоотношений в группе сверстников.
ОД 2
ОО
«Социально-коммуникативное развитие/ Художественно-эстетическое развитие»
Тема «Как научиться дружить или секреты дружбы»
Цель: формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.
ОД 3
ОО
«Речевое развитие/
Социально-коммуникативное развитие/ Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Путешествие с друзьями»
Цель: формирование у детей первичных представлений о дружбе, о друзьях, о человеческих качествах.
ОД 4
ОО
«Социально-коммуникативное развитие/ Познавательное развитие/
Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Портрет друга»
Цель: формирование у дошкольников правильного отношения к различиям во внешнем облике и поведении сверстников.
Режимные моменты: Утро
Темы
1. «Мы не будем ссориться»
2. «Твои друзья»
3. «Учимся играть и работать дружно»
4. «Настоящие друзья»
Прогулка
Темы
1. «Золотые правила группы», «Узнай друга по описанию».
2. «Добрые пожелания», «Вежливый ручеек».
Вечер
Темы
1. «Герб нашей группы».
2. А. Барто «Мой лучший друг», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Катаев «Цветик-семицветик», К. Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», В. Осеева «Волшебное слово», Н. Носов «Огурцы».
3. «Я дарю тебе дружок».
4. «Портрет моего друга», «Подарок другу».
5. «Кому что принадлежит», «Узнай товарища по описанию», «Что чувствует твой друг», «Что может поднять настроение», «Мы разные, но у нас равные права».
6.«Традиции нашей группы», «Заболел друг», «Почему грустим».
7. «Заболел друг», «Письмо другу», «День рождения друга», «Мы – дружные ребята»;
8. «Правила дружбы».
9. «Кто первый?»
10. ст. Б. Савельева, муз М. Пляцковсого «Настоящий друг», «Если добрый ты», «Улыбка», «Из чего же сделаны наши мальчишки».
Самостоятельная деятельность детей. Организация предметно-пространственной среды:
- фотоальбом «Мои лучшие друзья», «Кодекс лучшего друга», «Вот как в группе мы живем»;
- сюжетные картинки по теме «Кто настоящий друг»;
- разные виды театров (предметы ряжания, ширмы);
- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Детский сад», «Заболел друг», Письмо другу», «День рождения друга».
- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;
- наглядный материал по теме «Эмоции»;
- пособие добрых и вежливых слов;
- диск с видеофильмом «Наш любимый детский сад»;
- аудиозапись с песнями о дружбе.
Взаимодействие (сотрудничество) с родителями:
Темы
1. «Организация детских праздников».
2. «Ребенок и сверстники».
3. «Оцениваем поступки детей».
4.«Нравственное формирование личности внутри семьи».
5. «Воспитание культуры поведения детей шестого года жизни».
6. «Разрешение конфликтов между детьми».
Технологический (процессуальный) компонент
ОД 1
Ход
1. Игра «Любимая игрушка»
2. Игра «Менялки»
3. С/игра «Я дарю тебе дружок»
4. Психологический этюд «Побеждаем гнев и злость», «От улыбки станет мир светлей»
5. Изобразительная деятельность (аппликация) «Небо дружбы»
ОД 2
Ход
1. Сюрпризный момент. Беседа.
2. Рассматривание разных ситуаций.
3. Сценка «Поссорились»
4. Физминутка «Настроение»
5. Д/игра «Подбери рифму»
ОД 3
Ход
1. Обращение к детям с просьбой о помощи.
2. Игра с волшебным клубком, «Хорошо - плохо», «Узнай по голосу».
3. Рассказ о добрых поступках.
4. Д/игра «Не сердись – улыбнись».
ОД 4
Ход
1. Беседа.
2. Обсуждение ситуаций.
3. Слушание аудиозаписи.
4. Физминутка «Мы за руки возьмёмся».
5. Изобразительная деятельность (рисование)
Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Чтение художественных произведений.
Прогулка
1. Подвижные игры.
2. Беседа.
Вечер
1. Творческая деятельность.
2. Чтение художественной литературы.
3. Изготовление подарков - смайликов для друзей.
4. Изобразительная деятельность (рисование).
5. Дидактические игры.
6. Беседы.
7. Сюжетно-ролевые игры.
8. Чтение пословиц и поговорок.
9. Просмотр и обсуждение мультфильма из цикла «Смешарики».
10. Слушание песни.
Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
- побуждение к совместному рассматриванию фотоальбомов, обсуждению, составлению рассказов на тему «Вот как в группе мы живем».
- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры «Заболел друг», «Письмо другу», «День рождения друга», «Мы – дружные ребята»;
- побуждение к изображению рисунков для именинников, пению песен.
- побуждение к изготовлению смайликов, приветствий «Подари улыбку», «Герб нашей группы»;
- побуждение к участию в игре-драматизации.
Формы организации работы с родителями
1. Консультация.
2. Памятка.
3. Круглый стол.
4. Советы для родителей.
5. Листовка.
6. Педагогический практикум.
Результативный компонент
ЗНАНИЯ
1. У детей сформированы этические понятия, знания поведенческих правил, понимание их разумности и необходимости.
2. У детей сформированы представления о нормах и правилах взаимоотношений в группе сверстников.
3. У детей развиты социальные чувства, эмоциональная отзывчивость.
ОТНОШЕНИЯ
1. У детей сформировано желание помогать друг другу.
2. У детей сформированы дружеские взаимоотношения между детьми, привычка сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом, помогать друг другу.
3. У детей сформировано умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д., умение принимать и оказывать помощь, умения не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, спокойно отстаивать свое мнение.
4. У детей развита самооценка своих поступков в процессе реализации общего дела, сформировано умение адекватно оценивать поступки других людей.
5. У детей развиты волевые качества: умение ограничивать свои желания, соотносить свои стремления с интересами других людей.
ДЕЙСТВИЯ
1. У детей сформировано умение прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя и для других, умение соблюдать основные принципы совместных игр, в ситуации выбора учитывать интересы других.
Целевые ориентиры
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.