Татьяна Прокопова
Математические игры на осеннюю тематику
▼ Скачать + Заказать документы
"Математические игры на осеннюю тематику" (средняя группа)
Каждое время года по-своему уникально, и осень не исключение. То, что для взрослого человека – обыденность, для ребенка – удивительное открытие, поэтому важно делиться с ним своими знаниями. Золотая осень богата разнообразными дарами, которые помогут организовать увлекательные занятия, в том числе и познавательные игры для развития математических способностей у детей на осеннюю тему. Хочу представить вам небольшую подборку.
Темочки:
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты по математике
- Темочки
Дидактическая игра «Сбор фруктов»
Нам понадобятся яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см. Воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки.
Дидактическая игра " В лес за грибами»
Приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибовна поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного)
Дидактическая игра «Сбор урожая»
Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло нагрядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим? В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.
Дидактическая игра: «Какой листок по счету»
- Сначала мы выясним, названия этих листьев, а потом ответим на вопросы:
- Сколько всего листиков?
- Ребята, посмотрите, какой по счету березовый листик?
- Какой по счету осиновый листик?
- Какой листик стоит между дубовым и осиновым листьями?
- Какой по счету кленовый листик?
- Какой по счету дубовый листик?.
Дети должны посчитать и назвать нужное количество предметов.
Дидактическая игра: «Чего не стало?»
В определенной последовательности выставить предметы (шишки, желуди, орехи, листочки, смена растений или злаков, затем убрать какой-либо предмет. Дети должны отгадать, чего не стало.
Дидактическая игра «Парные картинки»
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета ( например: птица на осенней ветке — осенняя ветка). Ход игры : играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго-картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную,объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Дидактическая игра "Белкины запасы"
Белочка на зиму уже сделала запасы. Давайте посчитаем, сколько орешков и грибочков у белочки? (считаем вместе)
- Сколько орешков? (три)
- А сколько грибочков белочка собрала? (пять)
- Чего больше у белочки орешков или грибов? (грибов)
- А на сколько грибов больше, чем орешков? (на два)
- А что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (добавить орешки)
- А как еще мы можно уравнять количество орешков и грибов? (Убрать два грибка).
Дидактическая игра: «Сосчитай и назови»
Воспитатель показывает картинки с некоторым количеством яблок и грибов (до 5 штук). Дети должны посчитать и назвать нужное количество предметов.
Увлекательные занятия математикой можно проводить даже во время прогулок. Поиграйте с ребенком в «математический» вариант игры «холодно-горячо». Спрячьте на улице во время прогулки предмет (гриб, шишку) и пусть малыш попробует его отыскать, выполняя ваши словесные инструкции: «Два шага вперед, один шаг влево, правее, левее, ниже, выше и т. п.»
Самое интересное занятие осенью - это сбор природного материала. Орехов, каштанов, шишек, всяческих семян. Они прекрасны сами по себе. Их можно раскладывать по различным емкостям, считать, сортировать. Это отличный материал для тактильных игр (шишки,желуди, орехи, листья, каштаны). Предложите детям на прогулке собрать мальчикам- желтые, маленькие листья, а девочкам- большие красные листья. Сколько листиков мы с вами собрали (много) Сколько букетов получилось (один)
Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый-тонкий». Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе: если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий, а если обхватить его не получается – значит, дерево толстое.
Разнообразные осенние игры для развития математических способностей не только дарят хорошее настроение деткам и помогают им с пользой проводить время, но и совершенствуют различные навыки: речь, фантазию, воображение, креативность, творческое начало.
Такие игры можно взять на заметку не только воспитателям, но и родителям воспитанников.