Елена Малай
Мастер-класс для родителей по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей;
• дать практические рекомендации по проведению занятий дома;
• детьми закрепить понятия «гласный и согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный звук»;
• закреплять умения детей производить звуковой анализ слов, активизировать лексику детей через подбор слов с заданным звуком и определять его позицию в слове, выстраивать схему слова; побуждать детей к полным ответам; развивать моторику пальцев рук.
• познакомить детей с буквой р и Р;
Публикация «Мастер-класс для родителей по звуковой культуре речи» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
• учить читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой Р;
Оборудование: Картинки со звуками Р и [Р’] наборы для выкладывания схем, листы бумаги, ручки, касса букв, указка, пособие «окошки» и полоски с гласными и согласными буквами, стаканчики, трубочки.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Все они хотят посмотреть, как проходят наши занятия по обучению грамоте, как мы готовимся к школе. В нашем занятии примут участие и ваши родители.
Воспитатель: - Мы с вами познакомились со многими звуками. Какие они бывают?
Дети: - Гласные и согласные.
Воспитатель: - В каком домике живут гласные звуки? Каким цветом обозначаем?
Дети называют гласные звуки.
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
«Артикуляционная гимнастика»
Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции. Играют дети и родители.
Игра с родителями: «Звук или буква?».
Воспитатель: - А У Э О Ы И Я Ю Е Ё - Чем же отличается звук от буквы? Кто из родителей скажет?
Воспитатель объясняет, в каких позициях гласные буквы второго ряда обозначают 2 звука.
Гласных букв – десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствующие звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» [йу], «е» [йэ], «ё» [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка);после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук «я» - [а], «ю» [у], «е» [э], «ё» [о] (береза, мяч).
Воспитатель: - Ребята, а какие согласные звуки вы знаете? Какие они бывают? В каких домиках живут? Каким цветом обозначаем?
Для родителей: Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласных определяют гласные буквы второго ряда или Ь. Согласные звуки также бывают звонкими и глухими, образуют пары.
Игра для родителей и детей: «Найди свой домик».
Воспитатель раздает детям по одной гласной букве, родители ведущие (синий и зеленый домик). В, родители пропускаете только те буквы, которые пишутся после соответствующих согласных звуков. «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи и начался проливной дождь. Буквы увидели домики, решили они спрятаться от дождя в этих домиках.
Воспитатель: -
Звуковой анализ слова Марина,
напоминаю, имена пишутся с заглавной буквы. Один ребенок разбирает у доски. Слово не убирается.
Звуковой анализ слова нора.
Один ребенок разбирает у доски. Слово не убирается.
Воспитатель: Какие звуки в словах обозначены фишками? Р и [Р’]. Показываю большую и маленькие буквы, дети рассматривают фишки на буквы. Сколько звуков, какие? Сколько слогов? Один ребенок у доски выкладывает слово, и (рисует схему слова на доске для родителей,
остальные на местах. Мамы тоже работают
Физминутка.
Игра «Назови слова»
Предлагаю детям и родителям назвать сначала слова, которые начинаются на звук Р и [Р’]. А какие слова вспомнили родители?
Дыхательное упражнение «Бульбульки»
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.
Игра «Определи место»
Воспитатель: - Вот вам картинки определите место звука в слове (начало, середина, конец). Подумайте и сделайте правильный выбор.
Пальчиковая гимнастика «ШКОЛА»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным
пальчиком правой руки.)
Воспитатель: - А теперь подружим гласные и согласные звуки.
Чтение слогов
(по пособию окошки). дети читают слоги с буквами Р, М, Н.
Чтение текста
(текст №3, с. з) объясняю слова Нюра и Рима.
Я всех вас благодарю. Вы молодцы! - У кого какие вопросы, дорогие родители? Воспитатель отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого мастер - класса, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов.