Елена Борисовна Богданова
Мастер-класс для родителей по проведению дыхательного тренинга в системе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
"Мастер-класс для родителей по проведению дыхательного тренинга в системе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками"
Автор-составитель:
Богданова Елена Борисовна
учитель-логопед
Санкт-Петербург
2021
Мастер-класс для родителей по проведению дыхательного тренинга в системе коррекционной работы с заикающимися детьми дошкольного возраста
Публикация «Мастер-класс для родителей по проведению дыхательного тренинга в системе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Древнегреческий философ Аристотель говорил «Дышим правильно – говорим легко». Это утверждение верно, потому что важнейшими условиями правильной речи является длительный плавный выдох и чёткая ненапряжённая артикуляция.
Существует 2 типа дыхания :
физиологическое
речевое.
Физиологическое дыхание – естественный нерегулируемый процесс.
Речевое дыхание – регулируемый процесс, при котором вдох короткий, лёгкий, а выдох длительный, продолжительный.
В момент эмоционального возбуждения у заикающихся людей нарушается речевое дыхание и чёткость речи. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.
При заикании по локализации судороги бывают:
дыхательные,
голосовые,
артикуляторные.
Дыхательные судороги делятся на инспираторные, экспираторные и респираторные.
Инспираторные – в момент речи воздух как бы задерживается и человек замирает с открытым ртом.
Экспираторные – в момент речи воздух сильно, внезапно выталкивается наружу и фраза произносится с явной нехваткой воздуха.
Респираторные – соединение первых двух судорог (судорожный вдох и выдох)
Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:
подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе;
слишком большой вдох;
учащенность дыхания;
укороченность выдоха;
неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
неправильная осанка.
В формировании речевого дыхания выделяют четыре этапа.
Первый этап: подготовка к развитию диафрагмально-рёберного типа дыхания. Центральное место на данном этапе занимает выполнение упражнения «Шарик». Цели этого упражнения:
воспитание навыка правильного полного вдоха и выдоха;
развитие ощущений движений органов дыхания : диафрагмы и передней стенки живота.
Выполнять это упражнение рекомендуется сначала в положении лёжа на спине, потом в положении сидя, затем в положении стоя.
Второй этап: формирование длительного плавного выдоха через рот. Работа на данном этапе начинается с упражнения «Полоски». Цель этого упражнения: выработать вдох через нос и плавный продолжительный выдох через рот, тренируя силу выдоха. Отрабатывать это упражнение рекомендуется сначала с узкой бумажной полоской, а затем с широкой бумажной полоской.
На этом этапе также используется ряд других дыхательных упражнений в соответствии с лексическими темами: «Листопад», «Снеговик», «Подуть на горячий чай», «Самолётик», «Кораблики», «Буря в стакане». Интересны и увлекательны упражнения с разными предметами: «Вертушка», «Дудочка», «Мыльные пузыри».
В своей практике я успешно применяю дыхательные игры в индивидуальной работе, эти игры соответствуют лексическим темам: «Транспорт», «Насекомые», «Времена года», «Животные» и т. д.
Третий этап: развитие фонационного выдоха. На этом этапе отрабатывается упражнение «Вдохнуть аромат». Целью его является развитие фонационного выдоха. Это задание целесообразно использовать на лексических темах: «Овощи», «Фрукты», «Времена года».
Четвё ртый этап: развитие речевого дыхания. Здесь рекомендуется использовать упражнения:
1. Произнесение на выдохе нараспев:
«песенка» гласных звуков (А-О-У-И);
«волшебные слоги» (ма, мо, му, мы, ми, на, но, ну, но, ны, ни, та, то, ту, ты и. т. д.);
произнесение слов: мама, мила, мыло, ноты, коны, дети и. т. д. ; малина, машина, кубики и. т. д.
счёт до 5;
перечисление времён года, дней недели, названий месяцев;
фразы, состоящей из 3 слов, из 4 слов;
стихотворные фразы:(2-4).
2. Произнесение фраз прозаического текста.
3. Самостоятельное проговаривание текста при предъявлении картинного или предметного материала.
Применять эти задания можно как на подгрупповом занятии, так и на индивидуальном.
Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.