Елена Кузьмина
Мастер-класс для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте с помощью работы с песком
▼ Скачать + Заказать документы
«Мастер – класс»
по подготовке детей к обучению грамоте
Цель: показ приемов и методов работы с песком.
Задачи:
- познакомить педагогов с методами и приемами, используемыми на занятиях по ознакомлению детей с буквой;
Публикация «Мастер-класс для педагогов по подготовке детей к обучению грамоте с помощью работы с песком» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- способствовать возможности доступного применения педагогами приема по ознакомлению детей с буквой в практике своей работы;
- создать условия для включения всех педагогов в активную деятельность при проведении мастер – класса;
Материалы и оборудование: индивидуальные песочницы,
карточку с изображением буквы «Б», схемы; объемное изображение букв - по количеству детей; карандаши синего цвета; фасоль; песочница, со стеклянным дном и небольшим количеством песка; коктейльные трубочки на каждого ребенка;
салфетки
1. Вступительное слово воспитателя
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе. Меня зовут Елена Ивановна. Я работаю воспитателем в данном учреждении. Сегодня мы собрались для того, чтобы провести «мастер – класс» по подготовке детей к обучению грамоте. Проведение данного «мастер – класса» считаю необходимым, для того, чтобы Вы смогли максимально приблизиться к учебному процессу в детском саду и помочь усвоить и закрепить полученные знания детей на занятиях.
Существует много различных видов игр, но именно игры с песком помогают преодолеть трудности в обучении детей. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Это то, что ему интересно, то, чем ребёнок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому можно использовать песок, в процессе игровых упражнений, цель которых – развитие ребёнка.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным.
Работа с песком - это не только интересно и увлекательно, но и полезно. Работая с таким материалом, ребёнок становится спокойнее, веселее, ему нравится творить и придумывать.
- Уважаемые коллеги, в своей работе использую различные методы и приемы, применяя дополнительный дидактический и наглядный материал. Сегодня на примере НОД по знакомству детей со звуком и буквой, я хочу показать вам некоторые приемы обучения.
Уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо.
Приглашаю для проведения мастер-класса 6 человек.
Два важных ритуала, которые остаются неизменными на протяжении всего цикла занятий: приветствие и прощание.
Ход: Включить музыку, выйти к доске (стоя у доски)
1. Приветствие. Дети подходят и кладут по очереди свои ладошки на мою ладонь и говорят свое имя. (Взяться за руки)
«Собрались все дети в круг Ты мой друг, и я твой друг. Вместе за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся»
- Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.
2. Загадка:
«Весёлый, толстый клоун.
Играет на трубе.
На этого пузатого
Похожа буква …Б»
- Что вам известно про букву Б? (согласная, звонкая, обозначает 2 звука). - Каким цветом обозначается буква?
(повесить на доску карточку с изображением буквы Б)
Тема: Ребята, сегодня мы с вами обследуем букву Б
3. Пальчиковая гимнастика с массажным мячом
Мячик – ёжик мы возьмём, берем массажный мячик
Покатаем и потрем катаем между ладошек
Вверх подбросим и поймаем можно просто поднять мячик вверх
И иголки посчитаем пальчиками одной руки нажимаем на шипики
Пустим ёжика на стол кладём мячик на стол
Ручкой ёжика прижмем ручкой прижимаем мячик
И немножко покатаем… ручкой катаем мячик
Потом ручку поменяем. меняем ручку и тоже катаем мячик
4. Игра «Волшебная буква Б
Ход:
- Обведите пальчиком букву
Заштрихуйте букву Б Дети выполняют эту часть задания одновременно.
- Сложите разрезную букву (3 части)
- Написать букву пальчиком (индивид. песочнице)
В песочнице из фасоли (индивидуальной)
- Выдуть букву при помощи коктейльной трубочки на песке.
5. Игра «Поймай звук». (сидя)
-Ребята сейчас мы с вами будем ловить звуки. Как только вы услышите звук «Б» в слове его надо поймать, т. е. хлопнуть в ладоши.
Звук «Б» : рубашка, платье, брюки,
Береза, клен, рябина
Малина, клубника, смородина
Гусь, воробей, голубь
6. Игра «Сыщик» (стоя у песочницы)
Ход игры: Всем пройти к общей песочнице.
Воспитатель заранее закапывает буквы в песочнице Б – 3 шт., П, К, А, У, Х, О, Й, Ч, а дети откапывает буквы, которые спрятались в песочнице.
Каждый ребенок по очереди запускает ладошку в песок, ощупывает букву, называет ее и только после этого достает. Если назвал правильно, говорит слово, которое начинаются на найденную букву.
7. Задание «Рисуем двумя руками».
Цель: развитие координации движений, графических навыков, межполушарного взаимодействия и умения работать по образцу.
Материалы: карточки, песочница с небольшим количеством песка и со стеклянным дном.
Ход: провести пальчиками двух рук одновременно по контуру рисунка – образца для создания двигательного образа изображения, а затем копировать рисунок – образец на песке.
8. Игра «Сиамские близнецы».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения работать в паре.
Ход игры: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они одно целое: у них 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Дети должны походить по помещению, присесть, что- то сделать, повернуться, порисовать.
9. Игра «Симметричные рисунки».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умение работать с партнером.
Материалы: листы бумаги, цветные карандаши.
Ход: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе с соседом от оси: один рисует справа, другой слева. Договариваются, какого цвета карандаши. Взрослый определяет исходные точки. Рисовать можно елочку, дом, цветок, куклу и т. п.
10. Игра «Жители пустыни».
Цель: расширение словарного запаса, развитие творческого воображения, мышления.
Материалы: песочница, фигурки животных пустыни: ящерицы, верблюда, змеи и т. д, кисточки по количеству детей.
Ход: «Что мы знаем о пустыне?», «Кто может жить в таких суровых условиях?». Отгадайте загадки-подсказки:
«Вьется веревка на конце головка». (Змея)
Что за странная судьба
Подарила два горба?
Каждый - как большой карман.
Накормлю весь караван». (Верблюд)
«В песке мелькает, Хвостом виляет.
Хвост оторвет – Другой наживет». (Ящерица)
Ребята, посмотрите, у нас здесь много разных фигурок животных, давайте выберем среди них тех, кто может жить в пустыне, и поместим их в песок.
В пустыне бывают песчаные бури. Кто из вас знает, что это такое? Небо темнеет, поднимается сильный ветер, который гонит тучи песка. Возьмите трубочки и подуйте через них на песок. Ой, мы засыпали всех обитателей пустыни. Давайте их найдем. Для этого возьмем в руки кисточки и попробуем откапать их. Ты кого нашла? А ты кого спасла?
11. Игра «Подарок другу».
Цель: развитие у детей способности видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.
Материалы: песочница, кисточки.
Ход: дети рисуют открытку для своего друга. Стараются сделать ее красивой и необычной, но недолговечной.
Итог: Какой звук повторяли? С какой буквой знакомились? Что вам больше всего понравилось в нашем занятии? А были ли у вас трудности?
Сегодня мне понравилось с вами заниматься. И сейчас вас ждёт сюрприз.
- Буква … в вашу честь, и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на занятии. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания на занятии.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались спасибо.
Заключительное слово мастера.
Благодарю вас ребята за работу, вы оказались способными учениками.
А теперь вы превращаетесь во взрослых, и мы продолжаем работу.
- Как вы считаете, сможете ли вы применять в работе с детьми методы и приемы, предложенные мною?
- Что вам больше понравилось?
- В чем испытывали затруднения?
Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная работа сложная, но интересная для детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!